НОМЕР 2-3, 2006

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 








Колонка редактора

БИТВА ГИГАНТОВ

В конце 90-х на рынке коммерческой цифровой печати было всего несколько основных игроков. Все друг-друга знали, всем все было понятно, и клиенты покупали то у тех, то у других. Теперь, когда практически завершились процессы поглощения, глобализации и диверсификации, на этот рынок пришли компании совсем другого масштаба.

Раньше рынок коммерческой цифровой печати был совсем небольшим. В конце 1995–96 гг. на нем было всего два основных игрока - Indigo и Xeikon. Небольшие израильская и бельгийская компании. Да и ЦПМ у них были совершенно разные. Листовые и рулонные. Оборот каждой из компаний составлял в лучшие годы несколько десятков миллионов долларов. Еще был Heidelberg, который делал офсетные машины с непосредственным экспонированием - Quickmaster DI. Вот и все. Все друг-друга знали, всем все было понятно, и клиенты покупали то у тех, то у других.

Теперь, когда практически завершились процессы поглощения, глобализации и диверсификации, на этот рынок пришли компании совсем другого масштаба: HP, FujiFilm, Xerox, Kodak, Konica-Minolta. Нет, некоторые из них даже в середине 90-х уже поставляли что-то типа цифровых печатных машин в виде цветного копировального аппарата с растровым процессором. Но это были все-таки копировальные аппараты, а не трехтонная ЦПМ Xeikon. У этого пионера рынка цифровой печати, кстати, судьба не самая счастливая. Покупать его никто из крупных не стал. Почему так произошло - интересный вопрос. Видимо, продать не смогли. Интересно, что в свое время эта бельгийская фирма выделилась из компании Agfa. Даже офис и производство размещались на территории этой компании (главный редактор «ГАРТ диджитал» в прошлой жизни бывал там неоднократно). Когда стало ясно, что необходимы существенные инвестиции, оказавшаяся фактически банкротом фирма была выставлена на продажу. Дальше была сложная история и тусовка даже с участием российских игроков. Но «наши» Xeikon не купили. Теперь эта компания входит в небольшую бельгийскую группу Punch. Работает, вроде.

История участия во всем этом крупнейшего производителя печатных машин Heidelberg тоже интересная. Начав с офсетных машин с непосредственным экспонированием, эта компания создала с Kodak совместное предприятие, которое занималось черно-белыми системами цифровой печати, а также разработкой ЦПМ NexPress.

Интересно то, что маркетинговые люди у пионеров цифровой печати еще десять лет назад предполагали, что типографии должны начать приобретать их ЦПМ. Но рынок развивался своим путем. Сегодня понятно, что в России только редкие традиционные полиграфические предприятия на это повелись. За рубежом их было больше, но там и типографий существенно больше. Просто маркетологи опять ошиблись. Никакая нормальная типография не купит внезапно систему цифровой печати за 300 тыс. долл. Для этого она должна понять, что услуги такой цифровой машины будут востребованы ее клиентами. Можно, конечно, просто поставить машину, а что потом? Это как, имея в гараже пару автомобилей, внезапно приобрести к ним еще и дорогой мотоцикл, на котором сначала надо научиться ездить. Поэтому, если кто-то и захочет попробовать покататься, то он, скорее всего, купит недорогую игрушку. И сегодня большинство производителей предлагают как дорогие ЦПМ, так и более дешевые, бюджетные решения. Правда, у HP Indigo, Kodak и Xeikon бюджетных решений нет.

ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ КОМПАНИЙ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ,
ПРОИЗВОДСТВОМ ЦПМ
2005 г. (млрд долл.)

*ОБЩИЙ ОБОРОТ PUNCH GROUP,
В КОТОРУЮ ТЕПЕРЬ ВХОДИТ XEIKON,
СОСТАВИЛ В 2005 г. 127 МЛН ДОЛЛ.

ИСТОЧНИК: ФИНАНСОВЫЕ
ОТЧЕТЫ КОМПАНИЙ

Сегодня на Западе полиграфия находится в состоянии неустойчивого равновесия. Как только что-то меняется, типографии начинают разоряться десятками. В такой ситуации технологии цифровой печати становятся интересной (если не единственной) альтернативой для развития типографии в маленькой английской деревушке. Да и в небольшом российском городе тоже.

Говорить об Ipex, видимо, не очень актуально, но в ГАРТ мы уже рассказывали о том, что все серьезные новинки этой полиграфической выставки относились совсем не к офсетной, а к цифровой печати. Что ж, поговорим о них.

XEROX

Представители этой компании сообщили на пресс-конференции, что у них на выставке Ipex был самый большой стенд. Даже больше, чем у Heidelberg. Это лишний раз подтверждает сегодняшнюю тенденцию рынка. Что интересно, бывшие непримиримые конкуренты - Xerox и Heidelberg - договорились о сотрудничестве. Руководители компаний даже участвовали в одном круглом столе. Сотрудничество будет заключаться в том, что система управления рабочими потоками Prinect фирмы Heidelberg будет поддерживать теперь цифровые печатные машины Xerox. По мнению представителей последней, теперь типографиям будет проще интегрировать ЦПМ Xerox в свой производственный процесс.

Из новинок на стенде были представлены, в основном, решения для iGen3, касающиеся послепечатной отделки продукции: давно ожидавшаяся опция лакирования в линию, лазерная система для высечки, но уже offline, системы припрессовки фольги и пр. Все понятно. Дорогие цифровые печатные машины типа iGen3 имеют достаточно узкий круг потенциальных покупателей. Необходимо его расширять, искать новых, и они сегодня занимаются промышленным производством упаковки. На этом рынке есть очевидные приложения для цифровой печати. Всегда приходят клиенты, которым необходимы короткие тиражи для тестирования, персонализированная упаковка для ограниченной партии продуктов или для защиты и др.

Что касается новых моделей цифровых печатных машин, то на выставке Ipex компания Xerox предложила покупателям iGen3 90. Это менее дорогая версия с производительностью не 110, а 90 оттисков А4 в минуту (1200 полноцветных двусторонних А3 в час).

Уже после Ipex стало известно о том, что в ряду DocuColor 8000 и 7000 появился аппарат модели 5000 (50 оттисков А4 в минуту). Он был представлен на выставке On Demand. Заметьте, что у Xerox есть модель DocuColor 250, которая обладает той же самой производительностью. Казалось бы, зачем нужно делать downgrade имеющимся «тысячным» моделям, чтобы сравнять их по производительности с «сотыми»? Именно потому, что есть совсем разные клиенты. И политика Xerox на самом деле направлена на удовлетворение потребностей любой цифровой типографии. Нужно делать все быстро и красиво - покупайте самую дорогую модель. Есть большой объем печати, но скорость не очень важна - для этого есть другой вариант. Нужен недорогой, но производительный аппарат - он тоже есть в модельном ряду.

Что очень важно, Xerox разрабатывает все новые образцы приложений и рекомендации владельцам своих ЦПМ, которые в виде подборки по вертикальным рынкам представлены в продукте ProfitAccelerator. Такая информация никогда не будет лишней для организации бизнеса.

HP INDIGO

Здесь все понятно, и большое внимание было уделено индустриальным приложениям. По всей видимости, сегодня цифровая печать в производстве этикетки и упаковки переживает подъем, сравнимый с приходом цифровых машин в коммерческую печать. В отличие от Xerox, у Indigo есть рулонные ЦПМ, которые оказываются вполне востребованными на рынке промышленной печати.

Даже в России есть несколько предприятий, занимающихся цифровой этикеткой, которые используют ЦПМ этой фирмы. На стенде в Англии демонстрировались в большом количестве цифровые печатные машины, оснащенные опциями для отделки в линию при производстве этикеток. Казалось бы, в чем проблема? В том, что совмещение традиционных секций высечки с цифровой печатной машиной недостаточно эффективно. Поэтому приспособлены были лазерные.

ЦПМ HP Indigo требует предварительной обработки запечатываемого материала. Для этого создана модель, которая имеет модуль предварительной обработки материала перед его запечатыванием. Говорят, печатать эта машина будет на любых материалах.

CANON

Крупнейший игрок на рынке офисного оборудования внезапно принял решение о выходе на рынок коммерческой печати. Линейка устройств от Canon пока еще неполная. Есть очень успешные модели начального уровня. Самая производительная из них сегодня, видимо, CLC 5151 (51 оттиск А4 в минуту). Есть еще менее быстрая ЦПМ CLC 4040. Это «разогнанные» версии популярной на российском рынке модели 3220.

Две совершенно новые цифровые печатные машины - ImagePRESS C7000VP и ImagePRESS С1. Это те самые секретные модели, о которых мы писали в конце прошлого года. C7000VP, демонстрировавшаяся на выставке Ipex, привлекала общее внимание, но внутрь никому заглянуть не разрешали. Пока, видимо, там внутри не все просто. Характеристики ImagePRESS достаточно интересны. Это первые ЦПМ с разрешением печати 1200 dpi и воспроизведением 256 полутонов (8 бит). Если сравнить с тем, что Xerox предлагает 2400 dpi/1 бит, то теоретически можно почувствовать разницу. Новые тонер, девелопер и светочувствительные барабаны, закрепление без использования масла, материалы максимальной плотностью 300 г/м2... Оттиски, правда, были вполне обычными. Что интересно, C1 имеет производительность всего 14 отт/мин, в то время как C7000VP, как следует из индекса - 70. Интересно будет посмотреть на то, что получится в итоге.

ДРУГИЕ ЯПОНЦЫ

На рынок коммерческой печати рвутся и другие японские компании, которые предлагают устройства, по производительности не уступающие оборудованию лидеров. Но эти устройства «более пластмассовые», как их охарактеризовал один из ведущих аналитиков рынка. Да, они именно такие, какими были японские автомобили по сравнению с американскими лет двадцать назад. При этом «пластмассовые» устройства стоят существенно дешевле. Вопрос в том, насколько они надежны и функциональны, причем не только механически, но и с точки зрения софта.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И от самого высококачественного устройства печати нельзя добиться нормальных результатов, если растровый процессор не позволяет этого сделать. Даже если обойти устройство три раза, похлопать по крышке и два раза открыть и закрыть нижний лоток. Все равно ничего не получится. Растровые процессоры для ЦПМ - отдельная большая тема, к которой мы редко обращаемся, а, видимо, зря. Казалось бы, все они должны быть одинаковыми и многофункциональными. А на практике выходит, что не все так просто. Это на рынке устройств СТР с RIP все стало более или менее понятно, а у ЦПМ есть очень существенные отличия. Во-первых - печать цветных изображений, во-вторых - персонализация. И вот тут все начинается.

Сам по себе растровый процессор персонализацию сделать не может. Ему кто-то должен «рассказать», как это сделать. И вот с этим бывают очень большие проблемы. Раньше продукты для описания полей в персонализированных документах и данных для персонализации были, как правило, совсем убогими. Их писали «настоящие» программисты, которые считали, что функции copy и paste совершенно не нужны пользователям в реальной работе. Поэтому для создания спусков билетов приходилось вручную шесть или восемь раз создавать одни и те же поля. Часто получалось, что персонализацию вообще проще сделать в более продвинутой по поводу copy и paste программе - MS Word. Но этот путь тоже не так прост. Создать-то можно, но в результате получится файл, состоящий из пары тысяч страниц, в котором все статические элементы сохраняются каждый раз для новой страницы, и размер его будет слишком большим.

Однозначно, правда, судить не стоит, но компании, разрабатывающие программное обеспечение для цифровой печати, стали создавать уже совсем странные альянсы. Например, EFI и Artwork. От офисных приложений к упаковке. Такой непростой и очень длинный путь. А интеграция растровых процессоров Fiery с широкоформатными принтерами... Ну ладно, не надо о грустном. Операторы устройств цифровой печати меня, видимо, поймут.

СТРУЙНАЯ ЦИФРОВАЯ

С устройствами для струйной печати все проще. Там не нужны лазеры, оптические системы и прочее. На прошедших выставках их (устройств) было представлено очень много. Интересно, что производители печатающих головок предлагают разработчикам принтеров законченные решения. Этакие «конструкторы», из которых можно сделать все что угодно.

Странно, что в России пока еще никто не наладил их производство. По крайней мере, нам об этих компаниях ничего не известно. А вот в Восточной Европе их число растет. На самом деле, все просто. Вы хотите стать конструктором? Печатать на рулонных материалах - пожалуйста. Чтобы сделать принтер очень большой ширины, увеличиваете диаметр штанги, по которой ездит головка, или используете две-три штанги обычного диаметра. Печать на плоских материалах - тоже нет проблем. Подвижный стол, фиксированные головки - легко, подвижная система печати и фиксированный материал - тоже. Исходя из необходимых материалов и разрешения выбираем печатные головки, чернила - и вперед! (Если конструкторский талант есть, конечно ;-)








 

 

 









 

 
































© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства