НОМЕР 5

СЕНТЯБРЬ -ОКТЯБРЬ 2005

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 


















НЕСТОХАСТИЧЕСКАЯ СТОХАСТИКА

Сегодня очень много говорят о «стохастическом растрировании» и в традиционной офсетной печати, и в цифровой. Системы СТР стали более совершенными, повысились стабильность и увеличилась разрешающая способность ЦПМ, наступил бум струйной печати. В ближайшие годы грядет всплеск использования частотно-модулированных растров, и в этой связи мы решили подробнее описать методы «стохастического растрирования», отличия белого, синего и зеленого шумов.

Мы регулярно публикуем в «ГАРТ диджитал» статьи о растрировании. Иногда они оказываются слишком насыщенными теоретическими измышлениями, иногда - слишком углубленными. В этот раз настала очередь рассказать о стохастическом растрировании. О том, как это было, что потом случилось, и как это продолжается сегодня.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Давным давно, еще в семидесятые годы прошлого века, с появлением новых периферийных устройств и программного обеспечения с интерфейсом WYSIWYG у разработчиков компьютеров и периферийного оборудования возникла задача, которая стояла еще перед изобретателями офсетной печати сто лет назад. Необходимо было, используя ограниченные возможности устройства вывода изображений, обеспечить более высокое качество передачи полутонов.

Сегодня это уже не так сложно, просто надо нажать кнопку Print, и драйвер с принтером решат задачу автоматически. Но тридцать лет назад задача растрирования изображений была не самой тривиальной. В полиграфии все еще применялись аналоговые методы, а при переходе на «цифру» возникали «проблемы первой волны». В смысле, люди, работавшие в крупных типографиях на цветоделителях-цветокорректорах, говорили, что им ничего не нужно и «персональные компьютеры» никогда не смогут обеспечить необходимого для высококачественной офсетной печати качества. Ну правда, как можно было сравнивать пяток внушительных железяк, суммарным весом в несколько сот килограмм и ценой в миллион долларов, с тогдашними персональными компьютерами?

Что интересно, все эти тридцать лет с момента изобретения частотно-модулированного растрирования о нем было очень много разговоров, но типографий, реально использующих его в повседневной работе, в России сейчас всего две-три. В других странах - тоже единицы. Но именно сегодня мы наблюдаем новый этап развития технологий растрирования. Все просто: листовые офсетные печатные машины достигли, видимо, максимального совершенства с точки зрения качества печати. Все покупают системы СТР, уходят в прошлое традиционные технологии производства форм с использованием фотовыводных устройств и копировальных рам. А это было самым узким местом при внедрении новых технологий растрирования.

В серьезных ЦПМ стохастика тоже не прижилась. Оказалось, что проще использовать регулярное растрирование. Все-таки разрешение большинства таких машин ограничивалось до недавнего времени порогом в 600 dpi, многие из них могли при этом воспроизводить 256 градаций серого... Но теперь на рынке появились новые ЦПМ от Xerox с разрешением 2400 dpi. Что же, посмотрим, не окажутся ли технологии тридцатилетней давности востребованы сегодня. Кстати, эти технологии за тридцать лет очень сильно изменились. Вот об этом мы и хотим сегодня рассказать.

НАЧАЛО

Поиски любых решений начинаются с того, что возникают проблемы. Например, было исходное полутоновое изображение, и необходимо было напечатать его на обычном черно-белом лазерном принтере (Grayscale/60 ppi/60 lpi/300 dpi). Как обеспечить более или менее приемлемое качество отпечатка?

Продолжение в PDF файле.

PDF-версия
?? Мб


Традиционное полиграфическое воспроизведение 300 ppi/175 lpi/2540 dpi Это изображение может служить эталонным для того, чтобы оценить компьютерные растры

Больше/меньше 300 ppi/300 lpi/300 dpi Имитация «тупого» способа растрирования полутонового изображения для печати на черно-белом принтере. Если значение исходного пикселя изображения больше половины (127),  то соответствующий пиксель печатающего устройства «рисуется черным». Если меньше, тогда он остается «белым»

РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

В этой статье мы часто обращаемся к числовым значениям пикселей исходного изображения и используем термины «черная» и «белая» точка по отношению к пикселям выводного устройства. В разных источниках используются разные «системы счисления». В нашем случае значение исходного пикселя изменяется от 0 «белый» до 255 «черный». Просто, чтобы запутать всю американскую разведку ;-)


















 

 

 



















 

 


























© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства