НОМЕР 4

ИЮЛЬ-АВГУСТ 2005

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 


















ТЕБЕСТОИМОСТЬ

Может быть, «тебестоимость» звучит несколько грубовато, но мы попробуем в этой статье еще раз (предыдущий раз мы обращались к этой теме в «ГАРТ диджитал» 02-04) рассказать о корректном методе расчета себестоимости печатной продукции. Не только отпечатанной на ЦПМ. Стоимость часа работы машины совсем не является мифической, а может служить основой экономических расчетов для любого полиграфического предприятия.

К примеру, хозяин типографии с Xerox DC 12 или Canon CLC 3200 решил подарить своему любимому чаду комплект визитных карточек. Он может предположить, что «тебестоимость» составит цену бумаги и контрактную стоимость необходимого количества оттисков, но это совсем не так. Существует еще фиксированная часть себестоимости продукции, которую нельзя не учитывать. Причем, она может оказаться существенно больше переменной составляющей, зависящей обычно только от цены материалов.

Фиксированная составляющая «тебестоимости» складывается из амортизации оборудования (с учетом срока окупаемости и условий приобретения), фонда заработной платы, аренды и эксплуатационных расходов. Эти затраты и являются главными компонентами стоимости часа работы машины. В простых случаях ее можно достаточно точно посчитать в Excel. Кстати, исходя из затрат и предполагаемой загрузки можно рассчитать стоимость часа работы любой машины, не только печатной.

К сожалению, ключевым словом в предыдущем абзаце является «предполагаемая» загрузка.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН?

От плана и его выполнения зависит все. Без него все наши прикидки и расчеты будут никому не нужны. Возьмем абстрактную цифровую печатную машину и существующую цифровую типографию. Предположим, что ее владелец решил вместо иномарки бизнес-класса за 30 тыс. долл. приобрести еще одну ЦПМ. Пусть цена печатной машины составляет 100 тыс. долл., владелец взял ее в лизинг на срок два года. 30% от стоимости (те самые 30 тыс.) заплатил при покупке. Еще одного оператора ЦПМ нанимать пока не стал, арендовал для машины соседнюю комнату и продолжил работу. Не будем считать косвенные потери владельца и учитывать возможность положить эти деньги под проценты в банк, а ЦПМ не приобретать...

Попробуем рассчитать стоимость часа работы машины в таком проекте. Для цифровой печати, правда, намного более логично считать не стоимость часа, а полную себестоимость одного оттиска (чем мы и занимались в «ГАРТ диджитал» 02-04), но обычно автоматизированные системы управления полиграфическими предприятиями, где может быть установлено самое разное оборудование, строятся именно на расчете стоимости часа.

ФОРМУЛА

Начать нужно с нее. Американцы придумали совсем простую, на основе которой можно подсчитать результаты работы бизнеса. Причем, она не зависит от индустрии, в которой данный бизнес работает:

P = S*x–VC*x–FC,

где:
P - прибыль (profit);
S - цена единицы продукции (sales price);
х - количество проданных единиц продукции;
VC - переменная составляющая себестоимости на единицу продукции (variable unit cost);
FC - фиксированная себестоимость производства (fixed cost).

Если грубо применить формулу к цифровой печати, то при выполнении заказа из 100 листов А3 4+0 по цене 25 центов за экземпляр при стоимости расходных материалов и бумаги 18 центов получается:

P = 0,25*100 – 0,18*100 – FC

Вроде бы, на калькуляторе менеджера по продажам на этом заказе получается прибыль в 7 долл., если не учитывать ту самую FC - фиксированную себестоимость на конкретном заказе. Да и зачем она вообще нужна, когда без нее все так красиво выходит...

ПЕРЕМЕННАЯ И ФИКСИРОВАННАЯ

Как следует из названия, переменная составляющая себестоимости цифровой печати - VC*x - существенно меняется с изменением количества проданных единиц продукции. В первую очередь она включает стоимость расходных материалов и бумаги. Есть и другие переменные затраты, например, менеджер по продажам может получать процент от объема, и этот процент необходимо учитывать при расчете. Печатник тоже может быть на сдельной или частично сдельной системе оплаты. Бывают и другие затраты, которые могут оказаться переменными, но обычно основная составляющая переменных затрат - материалы и бумага.

Фиксированная же составляющая себестоимости дает некоторую конкретную сумму за отчетный период, при условии выполнения плана по объему производства. Как же учесть необходимые расходы при расчете себестоимости продукции и определении политики ценообразования? Фиксированные затраты за определенный период времени (мы взяли 1 месяц) просто необходимо распределить на каждую единицу изготавливаемой продукции. Для цифровой печатной машины их можно списывать на каждый час работы ЦПМ. Работы - в смысле печати, когда она непосредственно производит продукцию. Исходим из того, что производительность нашей абстрактной машины 1000 отт. А3/час.

ПЛАН ДЛЯ ОПТИМИСТА

Попробуем просчитать идеальный случай, для этого в Excel можно нарисовать достаточно несложную табличку.

Исходим из того, что проценты лизинговая компания захочет получать ежемесячно, начиная с момента установки машины, а на лизинговые платежи и выплаты в счет нового автомобиля будет отсрочка на пару месяцев. Правда, пример у нас достаточно абстрактный, специалисты, которые занимаются лизинговыми сделками объяснили нам, что сегодня условия по приобретению оборудования в лизинг могут быть «любыми». Это означает, видимо, - еще более выгодными. Есть, конечно, сомнения, ведь бесплатный сыр бывает только в известном месте. Поэтому мы попробовали прикинуть в таблице логичную процедуру лизинговых платежей по месяцам, как это принято в всем мире.

Человек, который отказался от нового автомобиля должен все-таки вернуть себе вложенные деньги. Мы предположили, что 30 тыс. долл. вернутся ему в течение двух лет. Намного важнее выплатить 70 тыс. плюс проценты лизинговой компании. Иначе деньги на автомобиль могут и не вернуться.

В нашем оптимистичном прогнозе предполагается линейный рост объемов печати на приобретеннной ЦПМ. Он через 12 месяцев должен достичь 110 тыс. односторонних оттисков А3 в месяц. Это практически нереальный план. Может сработать, когда дополнительную машину покупает раскрученная цифровая типография, но даже ей придется постараться. Понятно, что в реальной жизни существует сезонность, и один месяц загрузка может переваливать за 150 тыс. и даже достигать 200, а летом «проседать» до 30. Но это уже практические вопросы, которые каждый владелец, а мы предполагаем, что это опытный человек, должен предполагать для себя сам. Просто хочется продемонстрировать, что даже в идеальном случае фиксированная составляющая себестоимости цифровой печати есть, и она достаточно существенная.

Теперь можно взглянуть на получившуюся таблицу. Исходными данными для расчета стоимости часа работы машины являются сумма затрат, которая просто делится на количество отпечатанных оттисков. Стоимость часа работы для нашей абстрактной машины с производительностью 1 тыс. отт. А3/час соответственно в 1000 раз больше.

Как и должно было быть, фиксированная себестоимость меняется от месяца к месяцу с изменением объема печати и затрат. Но, как можно видеть, фиксированная стоимость одного оттиска составляет в нашем идеальном случае не менее 6 центов. Подставим FC в ту самую формулу и получим

P = 0,25*100 – 0,18*100 – 0,06*100

Прибыль на этом заказе оказывается не 7 долл., а всего 1 долл. А если бы этот заказ выполнялся в десятом месяце эксплуатации нашей ЦПМ, то убыток составил бы 3 долл.

Зачем нужна эта таблица и как ею пользоваться? Конечно, первым делом в нее необходимо внести фактические данные вместо абстрактных. Стоимость и условия приобретения печатной машины, аренду, коммунальные расходы и зарплату. А, может быть, и что-то еще. Самое главное, необходимо сделать план изменения объемов печати по месяцам. В результате получится оценка фиксированной себестоимости оттиска и стоимость часа работы машины.

ПЛАНОВАЯ И ФАКТИЧЕСКАЯ

Повторимся, главной основой расчета фиксированной себестоимости является план по печати. Если он не будет в определенном месяце выполнен, то фактическая себестоимость сделанных оттисков увеличится. Например, для того же самого десятого месяца при выполнении плана себестоимость составит (91000*0,18+6874)/91000=0,26 центов

При невыполнении, скажем, на 30 тыс. отт. фактическая себестоимость увеличится до (61000*0,18+6874)/61000=0,29 центов

Арифметика очень простая: при недовыполнении плана на 50% фиксированная часть себестоимости возрастает в два раза. Что будет, если план перевыполнить? Есть два подхода. Американская бухгалтерия предлагает вычислять дополнительную прибыль по формуле, в которой фактическая себестоимость равна нулю. А можно просто пересчитать фактическую себестоимость оттиска, которая при перевыполнении плана окажется ниже. Вот и все.

Внимание! Никакие налоги, за исключением частично НДС, таблица не учитывает.

Таблицу Вы найдете в PDF файле.

PDF-версия
?? Мб


















 

 

 



















 

 



































© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства