НОМЕР 2

МАРТ - АПРЕЛЬ 2005

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 


































АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня ситуация в «дизайнерско-верстальщицкой» тусовке складывается интересная. Судя по форумам в Интернете, есть люди, которые успели уже поработать для хороших клиентов. Они полагают, что знают все и могут судить обо всем. Есть молодые дарования, которым еще не приходилось делать хороших работ, но им кажется, что они вполне способны справиться с такой задачей. Есть заказчики, которым нужен нормальный дизайн. Все есть. Нужно просто работать, как говорили об этом руководители дизайн-студий в параллельном номере ГАРТ. Но работать нужно с умом.

Нам говорят, что очень просто решать виртуальные задачи, используя шрифты без засечек и латинские названия. Логотипы получаются совсем некрутыми, слишком сухими и чопорными. Нужно брать пример с продвинутых дизайнов. Как, например, новый стиль одного из крупнейших сотовых операторов.

Что же, откажемся от шрифта FreeSet, попробуем найти другой и сделаем модный сегодня логотип с градиентами. Задача нашлась сама собой. Начал работать учебный центр издательства «Курсив». Ему без нашего участия придумали не самое оригинальное название - «Люмен». Символизирующее, видимо, наличие мультимедиа-проектора в центре.

ИЩЕМ АКТУАЛЬНЫЙ ШРИФТ

Начнем с выбора шрифта. Будем делать строгий логотип, использующий шрифт с засечками. В коллекции крупнейшего производителя кириллических шрифтов есть несколько новинок, но они не очень нравятся автору. Надо сразу сказать, что у автора слишком критичный подход к шрифтам просто потому, что он когда-то занимался их разработкой.

На наш взгляд, при разработке именно современного дизайна необходимо уделять выбору шрифтов самое большое внимание. Например, Futura (FuturisC) - актуален или нет? На прямой вопрос есть простой и откровенный ответ: шрифт не актуален. Несмотря на то, что его продолжают использовать. Например, во всех начертаниях имеется устаревшее соотношение между прописными и строчными буквами, когда последние слишком мелкие. Это ни в коем случае не придаст оригинальности дизайну. Будет смотреться так же, как сегодня «шестерка Жигулей» на московских улицах. Опять же, пририсованные в начале 90-х русские буквы сделаны достаточно плохо. Можно сравнить, к примеру, несколько шрифтов без засечек. Futura в этом сравнении окажется на последнем месте. Хороший дизайнер может, конечно, обыграть и ее, но смотреться дизайн из Футуры будет, как из прошлого века. Правда, если не использовать символов кириллицы, а еще лучше - использовать только прописные буквы - то да! Футура все еще жива, и при удачно выбранном кернинге для конкретного слова можно сделать с помощью этого шрифта практически готовый логотип, ведь формы заглавных букв очень красивые.

Автор даже в свое время сделал оригинальное семейство шрифтов на основе Футуры, но с другим соотношением прописных и строчных букв и с более удачными, как ему кажется, символами кириллицы. Шрифт на тот момент оказался актуальным, но в 1993 г. разработка шрифтов особым бизнесом уже не была, в отличие от конца 80-х. Ну а сегодня это бизнес для двух–трех художников шрифта, которым удается иногда получить заказы на разработку оригинальных гарнитур для новых изданий. Но сколько этих изданий, которые готовы заплатить нормальные деньги за разработку? Раз, два и все. Сегодня создать оригинальный шрифт - работа долгая и кропотливая. Необходимо отрисовать более двухсот знаков для каждого базового начертания!

ИСТОРИЯ АКТУАЛЬНОСТИ

В прошлом веке было много актуальных шрифтов. Наверное, самым ярким примером актуального шрифта с засечками явилось в свое время семейство Palatino, которое сделал в 1950 г. Hermann Zapf. Это на самом деле был реальный прорыв в шрифтовом дизайне. Основанный на рисунках итальянских шрифтов XIV–XV веков, проходящий по классификации как шрифт «старого стиля», тем не менее оказался для тех времен «самым актуальным».

Кириллическая часть шрифта Futuris
начертание Normal 1991 г. В. Ефимов

Отточенные агрессивные детали заглавных букв в комбинации с увеличенным размером строчных привели к тому, что был создан шрифт нового поколения. И несмотря на то, что предназначался он для заголовков, шрифт стал очень популярным и для текста. Его читаемость, по крайней мере в английском и немецком вариантах, оказалась не хуже, чем у классических текстовых шрифтов. Необходимо напомнить, что в конце 50-х Цапф создал еще один шрифт, само название которого также ласкает слух дизайнера - Optima.

Шрифт Palatino начертание Bold
1950 г. Hermann Zapf

Так как Palatino был сделан еще в эпоху высокой печати, он некоторое время оставался в тени, ведь именно отточенные формы и агрессивные засечки при высокой печати смягчались. Но с началом эпохи PostScript этот шрифт стал одним из самых популярных и в издательском деле, и при подготовке офисных документов. Во многом, конечно, способствовало этому успеху то, что он вошел в 13 стандартных гарнитур, которые поставлялись с интерпретатором PostScript фирмы Adobe. Кстати, возможно, именно для него были придуманы операторы flex в системе хинтов для шрифтов в формате Type 1. Без сомнения, переход на компьютерные технологии верстки, использование в растровых процессорах векторных шрифтов дали существенный толчок к развитию шрифтового дизайна.

На наш взгляд, нормальной русификации Palatino пока еще нет. А может быть, в ней уже и нет необходимости. Проблема, видимо, связана с тем, что должен найтись человек масштаба Цапфа, который нарисует недостающие символы кириллицы в соответствии с оригинальными задумками. При этом дополнительные символы должны соответствовать нашей шрифтовой культуре. Она у нас все-таки есть. Это непростая задача, которая требует многомесячных экспериментов с пером и тушью.

Кириллическая часть шрифта
NTModel11 начертание Normal 1993 г.
Автор этой статьи

Совершенно неожиданно при подготовке иллюстраций автор обнаружил на издательском компьютере, где проверяются и конвертируются в нормальный формат модули рекламодателей, шрифт Palatino Linotype-Cyrillic. Видимо, кто-то из рекламодателей прислал макет и шрифты «при нем». Но без слез на них не взглянешь. Несмотря на то, что рисовавший русские буквы дизайнер был вполне в теме Palatino, он был совершенно не в теме русских букв. Нельзя так делать шрифты. НЕЛЬЗЯ! Можно долго разбирать по полочкам, но этот шрифт не из нашей жизни. Его высекал на скале авангардист, с нашей шрифтовой культурой не знакомый. Даже просто в алфавитном ряду на самом деле сложные сочетания «ГД» и «КЛ» выглядят просто гипертрофированными. Зачем? Со строчными буквами ситуация тоже совсем плохая. Чего стоит одна буква «б». Опять же «д», «л», а к ним прибавляется «э». Короче, танцор-то был хороший, но пришлось ему сплясать вприсядку, а он до этого занимался брейк-дансом. Нельзя сказать, что он не может «вприсядку», но ему стоит некоторое время потренироваться, вникнуть в смысл музыки, освоить основные «па» и после этого все будет хорошо. Возможно.

Шрифт Optima начертание Bold
1958 г. Hermann Zapf

Но на самом деле шрифт рисуется под конкретный алфавит. И есть начертания, которые адаптировать под другой язык нормально нельзя. Нет, русские буквы пририсовать можно, но актуальность шрифта при этом оказывается потеряна. Выходит так себе гарнитура, похожая на все остальные. Мы просто для примера приводим русские буквы из шрифта Лазурского, переведенного в векторный формат В. Ефимовым в начале 90-х. Взгляните и делайте все всегда очень вдумчиво.

Кириллическая часть шрифта Palatino Linotype,
начертание Bold Автор неизвестен

Кириллическая часть шрифта Lazurski,
начертание Bold 1962 г. В. В. Лазурский

ЧТО АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ?

Актуальным для российского рынка рекламы, на наш взгляд, сегодня является не так давно сделанная на Западе и не заезженная пока в России гарнитура. Поэтому обратимся к оригинальным шрифтам. Надо сказать, что в последние годы их разработчики делают все больше декоративные начертания. Новые шрифты с засечками появляются редко, как будто все, что можно было в этой области сделать, уже сделано. На самом деле сделать хорошее семейство шрифтов с засечками существенно сложнее, чем такое же без засечек.

ОТКУДА ОН

Мы решили поискать актуальный шрифт в коллекции фирмы Adobe. Честно просмотрев ее, остановились всего на семи вариантах. Правда, еще пара шрифтов не вошла в шорт-лист просто потому, что нам не удалось найти качественные векторные начертания. Мы изначально предполагали переделывать надпись с английского на русский, поэтому составили ключевое слово для выбора из букв, которые потом с минимальными усилиями могут превратиться в правильную русскоязычную надпись.

Nueva MM Одно из начертаний 1994 г., дизайнер
Carol Twombly. Multiple master с двумя
регулируемыми параметрами

Насчет минимальных усилий необходимо, видимо, поговорить отдельно. Если бы мы выбрали шрифт Nueva, то пришлось бы над ним поработать достаточно много, прежде чем получились бы правильные русские буквы. Все-таки шрифты с засечками, особенно такие сложные, подразумевают большую работу над прорисовкой каждого знака, а русская «Л» и латинская «V» должны рисоваться в этом шрифте совершенно по-разному, с разными направлениями расширения штрихов.

Photina начертание Bold 1972 г.,
дизайнер Jose Mendoza y Almeida

Мы искали оригинальный и агрессивный шрифт. Именно по этому принципу подбирались образцы. Интересно, что отобранные в конце концов варианты оказались объединены некоторыми скрытыми от нормального глаза критериями. Причем, два из вариантов сделаны одним и тем же дизайнером. Так вышло.

ITC Mendoza Начертание Bold
1990 г., дизайнер Jose Mendoza y Almeida

Шрифт Nueva выделялся двумя вещами. Во-первых - это все-таки одна из немногих гарнитур, в которых воплощена двумерная технология multiple masters. Во-вторых, его оригинальный и даже слишком агрессивный рисунок притягивает взгляд. Но после некоторых раздумий и экспериментов с обоими параметрами изменения multiple masters стало ясно, что данный вариант придется отложить до очередного номера «ГАРТ диджитал» про актуальность. Слишком агрессивно и все-таки очень декоративно.

Raleigh Начертание Demi
1978 г., дизайнер Robert Norton

Два следующих шрифта сделаны одним дизайнером, и, несмотря на то, что имеют разные корни, на взгляд автора, являются вполне актуальными. Правда, Photina слишком близка к классике, вроде Times, поэтому, когда будет русифицирована, окажется очередным «просто шрифтом». ITC Mendoza существенно более агрессивный шрифт, и мы бы выбрали его, имей он возможности Multiple master. Но таковые у имевшегося в нашем распоряжении варианта отсутствовали.

Kinesis MM Различные начертания
дизайнер Mark Jamra
Multiple master с одним
регулируемым параметром

Шрифт Raleigh давно уже привлекает внимание автора. Красивый, правда, только в паре начертаний. Все остальные в области «жирных» сделаны «автоматом», что унизительно. Кстати, есть его кириллическая версия, сделанная в «Паратайпе» В. Ефимовым. Она, на наш взгляд, получилась все-таки слишком пресной для такого оригинального шрифта.

Короче, свой выбор мы решили остановить на шрифте Kinesis. Это гарнитура Multiple master, правда, только с одним параметром, который позволяет регулировать «вес» шрифта. От очень светлого до Extra Bold. Попробовали три различных насыщенности и решили остановиться на двух последних, приведенных на изображении слева. Назовем их Light и Bold. Продолжим эксперименты над обеими. Получится, видимо, два различных варианта логотипа.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Интересно, что в борьбе шрифтовых форматов между Adobe и Apple никто не победил. Правда, надо заметить, что не победил пока. Война форматов векторных шрифтов идет уже давно. Вступила в нее в свое время и корпорация Microsoft, но в результате единого стандарта векторного представления шрифта нет. Кто-то декларирует многоязычность, другие - ссылаются на универсальность, но по сути разработчики шрифтов продолжают работать «на два фронта». Для РС и для Мас.

Есть одна положительная вещь в этой истории. И у Adobe, и у Apple теперь есть форматы и шрифты, которые позволяют из базовых начертаний генерировать промежуточные. Не просто Regular и Bold, а любой вариант между ними. На самом деле это очень хорошая возможность для издательств, занимающихся газетами и журналами. Можно подобрать правильный вариант шрифта для любого заголовка. Но для того, чтобы сделать хороший шрифт, дизайнер должен пообщаться с разработчиками программного обеспечения. Что, видимо, и происходит, когда художники работают непосредственно в фирме Adobe.

Правда, происходит все это ТАМ, у нас продолжают использоваться шрифты, которые не совсем Multipie, и не совсем masters. А как было бы удобно...

НОВЫЙ ЛОГОТИП

Несмотря на то, что мы выбрали подходящие буквы, необходимо не только перевернуть «V», но еще и поработать над кернингом в получающейся надписи.

Надо сразу сказать, что мы не пытаемся рисовать новый шрифт. Это важно. Мы стараемся подобрать правильные параметры ширин для конкретного слова, что существенно облегчает ситуацию. В «общем» случае пришлось бы существенно увеличить расстояние между «I» и «О», образующих букву «Ю». Но нам нужно написать новым шрифтом всего одно слово. Начнем. Подрегулируем кернинг и приложим соответствующую характеру шрифта горизонтальную «палку», которая соединит элементы «Ю».

Не будем интриговать читателей, сразу предложим правильный, на наш взгляд, вариант надписи начертанием Light. Вернее, один из правильных, ведь настроение дизайнера есть настроение дизайнера. И то, что кажется красивым сейчас, может оказаться не самым лучшим варианом завтра. Попробуем справиться таким же образом с полужирным начертанием.

Получилось не очень плохо. На самом деле задача выполнена, но есть некоторые тонкости. Если буква «М» в светлом начертании смотрится вполне «актуально», то в начертании bold она опять какая-то вялая. Видимо, надо предложить заказчику третий вариант, в котором она будет другая. Или у автора просто сильно развита мания преследования? Но попробовать ведь никто не запрещает. Начнем с того, что на место «М» поставим перевернутую букву «W». То есть вернемся на пару шагов назад.

Пока выглядит, мягко говоря, отстойно. Да и не получаетстя из «W» «М» автоматом. Необходимо поработать над этой буквой. За основу «новой М» можно взять латинскую «V».

Третий вариант тоже получился. Нужно, конечно «поколдовать над ширинами» букв, горизонтальный штрих к «Ю» пририсовать, но надпись получилась вполне агрессивная, русифицированные шрифты будут, видимо, отличаться от нее, используя квадратную «М» и трапецеидальную «Л». Наша задача была несколько проще, но теперь надо сделать из этого логотип...

Итак, у нас получилось три варианта надписи. Пора браться за обещанный градиент. Вещь эта для логотипа весьма нетехнологичная, но сегодня модно использовать сложные заливки. Напрашивается простой вариант, и мы его попробуем.

Оригинальным его, конечно, не назовешь, наверняка, такие графические элементы уже использовались в логотипах, тем не менее, получилось вполне. Обратите внимание, что квадрат больше по размеру, чем буквы, и одинаково «свисает» сверху и снизу относительно текста. Форма и пропорции графического элемента выбраны таким образом, чтобы он ни в коем случае не напоминал какую-нибудь букву. Его функция - лишь оживление композиции. В печати при малом размере будут проблемы, необходимо точное совмещение, но даже на визитках его размер будет не менее 5 мм, что для современных печатных машин проблемой не должно являться. Можно, конечно, сделать элемент в одну краску, чтобы проблемы с совмещением совсем исключить.

Получился вполне технологичный вариант. Его сможет напечатать любая типография. Но цвет, конечно, блекловатый. Можно воспользоваться какой-нибудь ядреной смесевой краской из веера Pantone, но это существенно осложнит жизнь и типографии, и владельцу логотипа.

Пришла идея несколько усложнить минималистический дизайн графического элемента. Он теперь наводит на мысли о полиграфических «крестах». Еще бы сделать углы разноцветными, и тогда все получится.

Вот! Правда, печатать такую «красоту» малым размером возьмется только редкая типография. Придется вернуться на шаг назад. Пришла тут в голову очередная мысль.

А что, получилось вполне актуальненько так. Надо попробовать светлое начертание и поиграть с толщинами линий.

Все вроде бы нормально, но не хватает какой-то изюминки. Автор, конечно, ее уже придумал, но держит паузу перед тем, как продемонстрировать ее.

Вот она, изюминка! Мы пришли к логичному завершению очередного практикума. Теперь логотип можно демонстрировать заказчику. Получилось три варианта, все они очень неплохие (скромно так). Есть идея, ученье, свет, нести просвещение в массы. Есть оригинальные шрифтовые решения, достаточно агрессии, при этом формы красивые, графический элемент сочетается с элементами букв. Они смотрятся как единое целое. При этом логотип получился вполне актуальным. Как и было обещано, в нем присутствует градиентная заливка, которой всегда старались в логотипах избегать. А ведь использование градиента не только подчеркивает его актуальность, но и существенно оживляет конструкцию. По крайней мере, на экране монитора она притягивает внимание и заставляет задуматься, что там за такой странный оптический эффект получается за счет наложения кривых и градиента.

Ну что, работа проведена большая, ставить самому себе оценки - плохо, но автор явно заслужил «отлично». Для реальной жизни логотип надо, наверное, еще чуть доработать, но в качестве методического материала он уже вполне нормальный. Даже не только для учебного центра издательства «Курсив».


































 

 

 



































 

 














© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства