НОМЕР 1

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2005

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 







КАК ЭТО БЫЛО

На фоне истории полиграфии фотонаборы и устройства СТР появились совсем недавно. Возникает вопрос - как же делали печатные формы до этого?

Следует понимать, что печать полутоновых изображений существует уже достаточно давно - более 100 лет. Для того, чтобы обеспечить эту возможность, использовались практически позабытые сейчас фоторепродукционные процессы, и главным инструментом в этой работе был фоторепродукционный аппарат. Представлял он собой по сути студийный фотоаппарат с оптикой и механикой очень высокого класса. Иметь хороший фоторепродукционный аппарат в те времена было такой же гордостью, как сейчас устройство СТР. Главной задачей фоторепродукционных процессов было получение репродуцируемых фотонегативов или фотопозитивов, необходимых для последующего изготовления печатных форм.

Много лет назад число способов печати было даже больше, чем в наши дни. Сейчас уже мало кто помнит, что такое автотипия, литография, иллюстрационная высокая печать, высокая офсетная печать и т. д. Каждый из этих способов имел свои особенности изготовления печатных форм. Но нас сейчас интересует офсетная печать, поэтому на ней и остановимся.

В общем и целом процесс работы проходил следующим образом: тоновый оригинал (фотография) помещался на стол фоторепродукционного аппарата и освещался специальными мощными лампами. Движением мехов фотоаппарата можно было менять масштаб изображения. На стекле фотоаппарата из тонового оригинала получалось негативное изображение будущей фотоформы в нужном формате. Но поскольку для офсетной печати нужны растровые оригиналы, то применялся простейший метод растрирования: фотографирования через растр. Первые и самые простые растры представляли собой стеклянные пластины с нанесенной на них сеткой из тонких черных непрозрачных линий. Такое стекло размещалось на пути света от объектива к фотопленке на определенном (достаточно большом) расстоянии от последней. Из оптики известно, что небольшое отверстие в непрозрачном материале, на который падает свет, работает как простейший объектив. Таким образом, получалось, что на пути света от оригинала к фотоматериалу устанавливалась некая матрица из простейших объективов, каждый из которых формировал на фотоматериале свое пятно.

В результате из квадратной сетки, которая по идее должна формировать прямоугольный след на фотоматериале, получалась матрица из круглых пятен, причем размер пятна был тем больше, чем больше света падало на тот или иной участок. Таким образом получался простейший растровый негатив.

Однако данный метод имел массу ограничений. Размеры растровых точек были довольно большими, поскольку при увеличении линиатуры сетка начинала сильно рассеивать свет и хорошей растровой точки на фотоматериале уже не получалось. При дальнейшем же увеличении линиатуры растр начинал работать, как дифракционная решетка, и ситуация еще больше усугублялась.

При таком растрировании пятно получалось очень неравномерным по плотности. Как сейчас бы сказали - «пятно с гауссовым распределением плотности». Выходом из этого стала разработка специальных фототехнических пленок с высоким показателем контрастности (так называемых лит-пленок), а затем и пленок с избирательной спектральной чувствительностью, которые существенно меньше реагировали на длинноволновую (красную) часть спектра, которая в наибольшей степени подвержена отклонению в дифракционной решетке. В результате удалось получить более-менее работающую технологию проекционного растрирования оригиналов в фоторепродукционном аппарате.

Но эксперименты не прекращались. Много сил было потрачено на выбор «типа сетки» и, как следствие, формы растровой точки. Сетка с ромбовидными ячейками позволяла получать растровую точку овальной формы, которая в печати вела себя несколько лучше, чем круглая. Овальная растровая точка очень часто используется и до сих пор. Много экспериментировали и с углами поворота растровой структуры, добиваясь минимизации заметности растра. В фоторепродукционном аппарате управлять углами поворота было очень легко, поскольку достаточно было физически повернуть сам растр.

Бесспорной революцией растрирования стали «контактные растры». Многие полиграфисты до сих пор вспоминают их с теплотой, как один из главных инструментов в работе с тоновыми оригиналами. Идея проста: во избежание эффекта рассеяния света нужно добиться, чтобы при фотографировании растр и фотоматериал были как можно ближе друг к другу. Но в этом случае ячейки растра перестают работать как «микрообъективы», поскольку у них исчезает «фокусное расстояние». В итоге были придуманы растры, где каждая ячейка обладала ограниченной светопроницаемостью - она представляла собой серый светофильтр, у которого в центре проницаемость была близка к нулю, а по краям - стремящаяся к бесконечности.

В результате через каждую ячейку такого растра свет проходил строго пропорционально своей интенсивности. В сочетании с пленками «лит» и «экстра лит» это позволяло получать растровую структуру достаточно высокого качества. Любопытно, что каждая ячейка в разрезе представляла собой светофильтр с «гауссовым» распределением проницаемости. А поскольку расстояние от растра до фотопленки стало равно нулю (их просто прижимали друг к другу, иногда даже с помощью вакуума, как с современных копировальных рамах), то никаких побочных эффектов не возникало, и такие растры позволили сделать высококачественное растрирование массовым. Более того, при работе с контактными растрами можно было обойтись без дорогого фоторепродукционного аппарата, а использовать простую копировальную раму. В этом случае прозрачный тоновой оригинал (диапозитив) совмещали с контактным растром и фотоматериалом и экспонировали в копировальной раме. Оставался, правда, вопрос с масштабированием. Еще одним важным достижением стало то, что в результате совершенствования фотопленок у них была «убрана» чувствительность к «сложной» красной зоне спектра, и с фототехническими пленками стало можно работать при красном свете. Это позволило сделать фоторепродукционные процессы вполне технологичным процессом.







 

 

 








 

 
























































© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства