НОМЕР 2

МАРТ-АПРЕЛЬ 2004

Обложка текущего номера

 

 

 

 

 

Реклама

 









ЗА ДВЕ ТАРЕЛКИ ЕДЫ

Продолжения у истории из прошлого номера пока нет — разломанная конструкция немым укором валяется у входа в магазин. Правда, приезжали какие-то серьезные люди и что-то долго измеряли. Видимо, новая вывеска у «Центра озеленения» все-таки будет.

Странно, но по стечению обстоятельств нам везет на истории с вывесками. Вот новая невыдуманная сценка: за соседним столиком в одном приличном ресторане — четыре персонажа. Назовем их: Менеджер, Командир и Мальчик с Девочкой. Из их разговора понятно, что трое последних пытаются договориться с Менеджером ресторана по поводу новой вывески. Командир обещает, что даст скидку 50% на ее производство. Менеджер, судя по выражению лица, мысленно аплодирует. Командир предупреждает, что надо будет оплатить дизайн. Менеджер заметно напрягается. При слове «дизайн» Мальчик с Девочкой привстают. Это, видимо, означает, что дизайном будут заниматься именно они.

Теперь самое интересное. Командир объявляет менеджеру, что дизайн будет стоитьѕ Как вы думаете, сколько? 750 руб. «Вы скажите, что написать, они подъедут, шрифты покажут, Вы выберете — и все». На том и порешили. Вот так у нас, в Москве, делают вывески. Что говорить, слов нет. Интересно, что если заглянуть в меню того самого ресторана, то там среднее горячее блюдо стоит больше половины объявленной за дизайн цены.

Мораль этой правдивой истории в том, что продукт надо продавать за «разумные» деньги. В том смысле, чтобы их хватало на его производство — это раз, и чтобы клиент воспринимал сумму адекватно — два. Все-таки, нельзя оценивать труд в две тарелки еды, в этом случае и результат получится соответствующий.

Рассказ о «просто шрифте» в прошлом номере вызвал достаточно активную для нашей очень тихой аудитории реакцию. Было много откликов со словами: «Ну что же вы? Мы думали, что вы после такого вступления сейчас как расскажете, что-то такое, ну, в общемѕ А вы! Ну, только прикольно, что вывеска рухнула». На самом деле, мы и не собирались рассказать что-то ТАКОЕ. Мы начали разговор о шрифтах, и на простом примере показали правильные и неправильные варианты их использования. Не претендуя на большой художественный смысл, поговорили о чисто технических вещах, которые многие опытные люди и так, видимо, чувствуют. После всех объяснений, что это просто демонстрация возможностей использования одного шрифта и одного размера, как инструментов для решения элементарной задачи, нам было поставлено на вид. Что ж, придется продолжить начатый разговор. Честно говоря, мы планировали рассказать о другом, но не можем отказать читателям в просьбе.

Начать придется с самого начала. Предположим, что заказчик сам посчитал, какого размера должна быть вывеска, и сам написал для нее текст. Тот самый «Центр озеленения и садоводства». На наш взгляд, с таким текстом сделать что-то нормальное тяжело, потому что данное словосочетание не дает никакой конкретной информации потенциальному покупателю, который проходит мимо. Что это? Может быть, организация, которая занимается озеленением и садоводством в пустынных местностях или на неплодородных землях? Только очень догадливый человек поймет, что это просто магазин, в котором продается разный садовый инвентарь.

Владельцы магазина, видимо, смекнули это и сами, потому что, как бы в подтверждение наших мыслей, поставили дополнительный штендер, информация на котором была уже недвусмысленной: «Магазин «Садовая техника». Строго говоря, человек, которому заказывалась предыдущая вывеска, должен был сразу посоветовать клиенту изменить текст, да времена, видимо, были другие.

Ну что же, «Садовая техника» — уже гораздо лучше. В этом материале мы попробуем сделать «правильную» вывеску для этого магазина, пользуясь одним шрифтом, но с возможностью изменения кегля. Еще одна вещь, о которой надо сказать сразу: шрифт разного кегля используется для выделения отдельных частей сообщения. Выделение означает контраст, а он получается только в том случае, когда два элемента изображения существенно отличаются друг от друга. Если упрощенно, то, в соответствии с правилами «золотого сечения», понятие «существенно» означает — не менее, чем в 1,6 раза.

В продолжение темы прошлого номера, мы выбрали шрифт Frutiger (FreeSet). Если помните, мы также говорили о том, что вывеска «тяжеловата». (Потому и упала). Так как здание светлое, чтобы вывеска выделялась, нужно сделать ее темной. Поэтому выберем, например, желтые буквы по зеленому фону.

Мы просто попытались заполнить всю плоскость вывески текстом. Невооруженным глазом видно, что вертикальное позиционирование выполнено правильно, но горизонтальный размер надписи великоват. Строчные буквы в этом шрифте стоят очень свободно, что лишний раз подчеркивает неверную длину строки.

Логичное решение — уменьшить на 5% межбуквенные расстояния. Результат достаточно неплох для случая, когда мы были ограничены одним размером шрифта.

Возвращение к пройденному. Межбуквенные расстояния сокращены на 10%. Буквы практически «слипаются», и это затрудняет чтение вывески. Тем не менее, это все еще неплохой вариант, но вариант «для смелых и сильных духом».

Выберем все-таки в качестве базового вариант 2 и вспомним, что нам разрешено использовать шрифт разного кегля. Для начала «существенно» уменьшим размер слова «техника», ведь слово «садовая» является ключевым в сообщении. Площадь, занимаемая надписью, уменьшилась, и мы можем подумать о том, как воспользоваться освободившимся пространством.

Попробуем перейти на две строки. Просто подставить одно слово под другое не удается, несмотря на вроде бы корректные попытки. Надписи «слипаются», поэтому необходимо другое решение.

Есть выход: приподнять надпись относительно оси симметрии с одновременным уменьшением кегля в слове «техника». Получилось несколько скучно.

Для придания живости увеличим межбуквенные расстояния на 100%. Получилось достаточно привлекательно, и даже читабельно, но, создав асиметричную композицию, мы «потеряли» центр.

Есть впечатление, что у нас творческий кризис: плоскость очень большая, но форма ее не совсем соответствует сообщению. Необходимо что-то предпринять. Может, информации на вывеске должно быть больше, и тогда мы сможем двигаться дальше? Ну, например, вспомним, что это магазин, и что в нем продаются определенные товары. Надо попробовать разделить поверхность на части.

Как пробный вариант, попробовали разбить вывеску на три части. Решение получилось «никаким», но дало несколько новых мыслей. Одна из них заключается в том, что слова «садовая техника» имеют в этом шрифте практически одинаковый горизонтальный размер. Это неплохо, можно попробовать добавить позиций в перечень продуктов и разбить его на две части для организации левого и правого списка. А при наличии списка товаров в слове «магазин», может быть, и нет необходимости.

Получилось как-то грустно. Конечно, если отсортировать слова по длине, то можно получить, с точки зрения формы, либо «авиационную кокарду», либо «пирамиду со срезанной верхушкой».

Этот вариант напрашивался, и он имеет право на жизнь. Правда, в прямоугольной форме надписи «садовая техника» уже нет необходимости. Можно поэкспериментировать.

Переход от статики к динамическим формам, возможно, оправдан, но сказать, что добавилось много эстетики, нельзя. Есть мысль еще больше увеличить сдвиг.

Это помогло. Вот если бы еще сократить на пару букв слово «культиваторы»ѕ Получилось бы совсем неплохо. Но идея себя исчерпала, и нужно вернуться к первому варианту, приведенному в левом верхнем углу этой страницы. Он предоставляет простор для дальнейших экспериментов.

На самом деле, творческий процесс тем и интересен, что когда надоедает бороться с одним из вариантов, всегда можно вернуться на несколько шагов назад и начать если и не с начала, то, по крайней мере, с середины пути.

Чем больше вариантов испробовано, тем больше вероятность того, что в итоге будет выбран правильный.

Может быть, это и не очевидно, но этот вариант получен из расположенного слева, но с использованием опыта последних итераций. На самом деле, получилась неплохая композиция. Есть мнение, что на две тарелки еды мы уже заработали. Пора пообедать, но идей еще очень много.

Например, нашу вывеску можно было бы оживить и украсить различными графическими элементами, но, напомним, что в этот раз мы пытались работать над ней, сознательно ограничив набор инструментов одним шрифтом с возможностью смены кегля. Теперь можно сделать «чистовой» вариант, обратив при этом внимание читателей на выравнивание надписей.

Кроме того, что буквы должны стоять по линейкам, очень важно, чтобы размеры пробелов между элементами тоже были подчинены определенным правилам. Только в этом случае вывеска будет смотреться эстетично. В нашем случае пробелы выбраны верно, но находятся на грани дозволенного. Изменять их можно только при наличии веских причин.

Кстати, когда мы установили в Photoshop вывеску на здание, появилось множество новых интересных идей, но об этом — в следующем номере.









 

 

 










 

 


© 2000-2006 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства