КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
На фоне инфляции и продовольственного кризиса
подвергаются пересмотру многие сложившиеся экономические схемы.
В октябре 2007 г. ФАС России даже направила запрос компании
Tetra Pak и ряду других крупных производителей, чтобы выяснить
влияние роста стоимости упаковки на цену молочных продуктов.
Нечего сказать — нашли причину роста цен! При том, что в соседних
магазинах цена одного и того же пакета с молоком или кефиром
может отличаться на несколько рублей, то есть больше, чем на
стоимость упаковки. Да и те величины, на которые подорожали
молочные продукты (литровый пакет — за год рублей на десять,
а то и больше), с ее стоимостью никак не вяжутся.
Если уж на то пошло, упаковщики как раз и пострадали
от прошлогоднего скачка цен: сразу после него количество заказов
стало быстро падать. Последующие, менее заметные подорожания
также не содействовали росту потребления. Так что искать причину
возрастания стоимости продуктов в росте цен на упаковку — это
абсурд. Но государству надо срочно найти виновных. Разобраться
как следует и наказать кого попало. Получается, что одной рукой
оно душит полиграфистов с помощью таможенных пошлин на расходные
материалы, а другой — аккуратно так прижимает к стенке. И задает
вопрос: а не собираетесь ли вы, господа, цены повышать? Лучше
не собирайтесь! И после всего этого ктото еще надеется на
разумный подход государства к нашим проблемам? Хотя, наверное,
я ошибаюсь. Конечно, никто уже давно на это не надеется.
ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА?
Еще в номере о СТР главред поднял те му о подорожании
алюминия, которое для некоторых видов упаковки может стать проблемой
(рис. 1 ).
РИС. 1. ВНУТРИ ФОЛЬГА, СНАРУЖИ НАПЫЛЕНИЕ
Для рынка молочных продуктов это не так уж
страшно: ну, перейдут потребители со стерилизованного на пастеризованное
молоко (в упаковке последнего фольга обычно не используется).
Собственно, в развитых странах предпочитают продукты с небольшим
сроком хранения, ведь живые кисломолочные культуры не могут
храниться месяцами.
А вот разговоры о глобальном продовольственном
кризисе заставляют задуматься. Можно, конечно, предположить,
что подорожание пищи стимулирует производителей экономить на
упаковке, и скоро ее снова заменят кульки из оберточной бумаги.
Но дело обстоит не совсем так. Ведь именно упаковка помогает
в поставках и распределении питания, позволяет сохранить пищу
в течение длительного срока, а также транспортировать ее на
значительные расстояния, сглаживая разницу в снабжении между
регионами.
На чем действительно могут сэкономить в случае
подорожания продуктов питания — так это на полиграфии: тиснение
фольгой, печать пантонами и прочие полиграфические изыски станут
недопустимой роскошью. Так что, если пессимистичные прогнозы
относительно продовольственного кризиса сбудутся, полиграфистам
придется затягивать пояса и в прямом, и в переносном смысле.
Еще один фактор, влияющий на упаковку — всеобщее
«озеленение». Даже недавней drupa присваивали наименование
«зеленой». В соответствии с этой тенденцией, в упаковке все
чаще применяются биоразлагемые материалы. Однако они дороже
обычных, «химических». Следовательно, снова придется на чемто
сэкономить. Скорее всего, сэкономят на полиграфии.
РЕКЛАМА НА УПАКОВКЕ
Но есть и приятные моменты — упаковка все
чаще становится достойным местом размещения рекламы, а если
так, может, вымирание полиграфистам и не грозит? Своеобразным
примером модной сегодня мультимедийности (о которой шла речь
в прошлом номере) могут послужить изделия, объединенные под
брендом «Смешарики» — сборники мультфильмов, компьютерные игры,
игрушки, детская косметика, книжки, пищевые продукты. Обратите
внимание на информацию, размещенную на одном из видов упаковки
(рис. 2): это не только ссылка на сайт, но и реклама агентства
переводов. Возможно, это только начало новой тенденции в рекламе.
Ведь, в некотором смысле, упаковка — гораздо более честный
способ донести свое сообщение до покупателя, чем дорогой каталог
под видом журнала. Купит ли потребитель журнал или каталог —
еще вопрос. Когда видишь «глянцевое» издание, в котором сотни
страниц заполнены рекламой, хочется взять в кавычки не только
слово «глянцевый», но и слово «журнал»: по сути дела, это всего
лишь каталоги с небольшими вкраплениями авторских материалов.
Которые тоже непременно чтото рекламируют: если не товар
— так идею.
РИС. 2. И ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕРЕВОДЫ?
Обратит ли читатель внимание на рекламу или
равнодушно перевернет страницу? А поверхность упаковки не так
уж велика, чтобы потребитель не успел увидеть информацию до
того, как отправить ее в мусорное ведро. К тому же, пока это
у нас сравнительно ново, следовательно — актуально.
УПАКОВКА БЕСЦЕННОГО ГРУЗА
Но успокаиваться рано. Должны же быть и другие,
альтернативные пути развития. Вот, например, интересно, а можно
ли рассматривать одежду (рис. 3) как упаковку? Упаковку для
людей. По крайней мере, этот рынок еще долго продержится. Книги
и журналы можно покупать, брать в библиотеке, а то и вовсе
обходиться без пищи духовной. А вот бренное тело покрывать
чемто надо. Так что изображения на одежде еще долго будут актуальны.
Интересно, что, как и в случае с книгами, в последнее время
наблюдается тяга к персонализированным «изданиям»: благодаря
полиграфическим технологиям изображение можно нанести всего
на одну майку, бейсболку или наволочку — и это не будет стоить
целое состояние. Вслед за трафаретом в индустрию одежды двинулись
и струйники, которые как раз и могут обеспечить индивидуальную
печать. Если в книжных магазинах делают теперь «книги по требованию»,
то что помешает магазинам одежды и ателье пойти по тому же
пути и делать «по требованию» не только майки, но и шторы,
постельное белье и т. д.
РИС. 3. КАКИЕ ГАЗЕТЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ?
Разумеется, большинство полиграфистов скажет,
что им это неинтересно — потому что «совсем другой бизнес».
Ну, тем лучше. Значит, они не сильно расстроятся, когда этим
бизнесом займутся совсем другие люди.
ПЛЮСЫ
И МУНУСЫ
A
В прошлом году
я писал, что известная марка соков Rich теперь выпускается
в пакетах SIG Combibloc, а не Tetra Pak, как ранее. Tetra
Pak, как говорится, в долгу не остался: осенью 2007 г.
соки другой известной марки — «Сады Придонья» — вместо
пакетов производства SIG Combibloc (рис. А) стали разливать
в упаковку Tetra Gemina Aseptic (рис. B). Интересно,
что отечественный производитель соков освоил этот новый
вид упаковки одним из первых в мире.
B
Tetra Pak подчеркивает
удобство выливания жидкости из пакета со скошенным верхом.
Хотя, если уж на то пошло, такое же удобство давно предоставляет
старый добрый Pure Pak (рис. C).
C
Разумеется, у этой
замены есть как преимущества, так и недостатки. Вместо
глубокой печати теперь применяется флексографская, которая
уступает первому способу в воспроизведении «фотосюжетов»
и полутонов. Не случайно, благодаря грамотному решению
дизайнеров (между прочим, российских), из нового оформления
исчезли мелкие элементы, а внимание концентрируется на
крупных ярких объектах. Зато теперь ламинация происходит
после печати, что защищает изображение от царапин и делает
его более глянцевым.
D
Однако если в пакетах
SIG Combibloc шов проходил практически по грани, то в
новых пакетах Tetra Pak посредине панели, и этот шов
не всегда получается идеально точным (рис. D). |