НОМЕР 10 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Александр
КАБАЕВ

Управляющая
компания
Издательство
«Эксмо»
Генеральный
директор

ГАРТ: Александр, мы в предыдущем номере затронули тему книг. Вы ведь опять в этом бизнесе? Как оцениваете перспективы рынка?

А. К.: Я не совсем согласен с тем, что написано в предыдущем номере. Попробую изложить свою точку зрения. Да, сам рынок в денежном эквиваленте растет медленно, а в натуральном вообще сокращается третий год подряд. То есть, в среднем, реальная рентабельность бизнеса близка к нулю. На взгляд стороннего наблюдателя, все именно так и есть. Но как раз в этом году на рынке производства книг произошли очень серьезные экономические изменения. Избыток производственных мощностей, наблюдавшийся еще два года назад, из-за ухода серьезных игроков и стечения других обстоятельств сменился дефицитом.

Я вас уверяю, на сегодняшний день в России есть неудовлетворенный платежеспособный спрос на производство миллионов экземпляров книг! Причем с нормальной маржой.

ГАРТ: Неужели «избыток» мог так быстро закончиться?

А. К.: Объясню. Так уж сложилось, что каждое книжное производство имеет свою специализацию (точнее, ориентацию), свой ключевой продукт. Даже внутри «чернухи» есть своя специализация. Например, форматы 84х108/32 и 60х90/16 - это две разные ниши.

Основным форматом на рынке является 84-й, но производственные мощности именно по нему в России, ну, или, скажем, в пределах досягаемости из Москвы, теперь ограничены. А спрос в этом году оказался высоким. Внезапно. (Смеется) Хотя его можно было прогнозировать, ведь многие бестселлеры в популярных жанрах крупнейших издательств выходят именно в этом формате. В других секторах, включая цветную книгу, такого дефицита нет.

ГАРТ: И это, вероятно, отразилось на ценах?

А. К.: Совершенно верно. Бестселлеры - стратегический продукт любого издательства, они приносят основной доход. А тут получилось так, что крупные типографии еще в начале осени (то есть в начале сезона) имели «перегрузку» в полтора-два раза и вынуждены были отказывать даже крупным издательствам. Цены на производство в таких типографиях резко выросли. Если раньше на таких условиях они работали лишь с небольшими издательствами, то теперь и с крупными. У некоторых издателей рост затрат на производство книг составил не два-три, а десятки процентов. А что делать, приходилось платить, ведь книги нет, пока она не отпечатана.

Причем, если производство журналов у нас и, например, в Польше, особенно не отличается, то разместить заказ на производство книг в Европе достаточно проблематично. Наши спецификации и форматы для них являются нестандартными.

ГАРТ: У «Эксмо», при наличии тверского «Полиграфкомбината» и других партнеров, тоже возникали проблемы?

А. К.: «Эксмо» по количеству наименований продукции - одно из крупнейших издательств в мире, и для печати всей нашей программы не хватит мощностей одного, двух и даже трех комбинатов. Мы работаем с многими крупными производствами, практически со всеми крупными в европейской части РФ. В этом году стали использовать и возможности не самых больших. Работаем, например, с рыбинским «Домом печати». То есть дело дошло и до районных типографий.

В сложившейся ситуации даже самые лояльные предприятия подчас вели себя не совсем адекватно. Конечно, ссориться никто не хотел, тем не менее, эта осень была для издателей очень сложной. Реально. Кстати, только часть руководителей полиграфических предприятий отдают себе отчет в том, что эта ситуация долго не продлится. А есть те, которые уже мечтательно потирают руки.

ГАРТ: И единственным выходом из такой ситуации для издательств являются инвестиции в производство?

А. К.: Есть два варианта развития событий. Либо типографии будут сегодня вкладывать деньги в развитие производства, либо издатели (во всяком случае, самые дальновидные из них) будут пытаться решать свои проблемы самостоятельно. Есть еще вариант привлечения внешних инвесторов, но он пока не работает.

Отдельные книжные типографии уже начали делать инвестиции в оборудование.

ГАРТ: А еще два года назад в развитие производства черно-белой книги никто деньги вкладывать не собирался...

А. К.: Да, возникла вот такая новая экономическая ситуация. Производство черно-белой книги для многих типографий было малорентабельным делом, а то и вообще нерентабельным, только бы хватало на зарплату. И поэтому мало-мальски накопленную прибыль вкладывали в цветную печать, где рентабельность до недавнего времени была заметно выше.

К тому же, в сегменте черно-белой книжной печати наблюдался серьезный избыток мощностей из «прошлой жизни». Так начался процесс вымывания избыточных мощностей из черно-белой печати и увеличение мощностей в цветной книжной, при неизменности площадей типографий. Это обязательно должно было привести к дефициту. По мере нарастания дефицита, крупные книжные издательства пришли к пониманию, что это явление начинает влиять на доступность черно-белой печати для издателя. При большой перегрузке типографии удобней работать со средними и мелкими профессиональными клиентами, так как маржа на этих заказах более заметна. И выход у крупных издателей напрашивается сам собой - создавать свое производство. Это уже вопрос стратегический.

ГАРТ: Александр, а что Вы можете сказать по поводу проекта группы «Аттикус Паблишинг»? Он ведь похож именно на инвестиционный.

А. К.: Да, это инвестиционый проект. Нам приходилось наблюдать подобное и раньше, только вот результаты не всегда были положительными. Можно привести сотню аргументов, почему этого делать не надо. Но для нас интересно было бы, чтобы этот проект стал успешным. Ведь на сегодня полиграфическая отрасль является малопривлекательной для крупных инвесторов, и успешная реализация такого большого проекта продемонстрирует всем, что это не так. Мы - за появление такого крупного игрока, в случае успешной реализации, этот проект может быть своеобразным примером для подражания. Хотя есть, конечно, нюансы, связанные, например, с кадрами.

ГАРТ: Ну да, ведь Тверь - город небольшой, а это будет уже третье крупное книжное производство, расположенное там.

А. К.: Именно. А где они будут искать людей?

Я могу сказать, что идея строительства книжного комбината не нова. Такие города, как Калуга, Тверь и Тула, еще два года назад могли бы быть естественным выбором для организации нового производства. Но сегодня они сильно изменились. Теперь там дефицит площадей, электричества, людей и очень высокие зарплаты. Цены еще не московские, но уже начинают приближаться.

ГАРТ: Кстати, «Эксмо» тоже задумывалось о строительстве нового производства?

А. К.: Конечно.

ГАРТ: А как дела на тверском «Полиграфкомбинате»?

А. К.: Все хорошо. На сегодня это крупнейший клиент КБА в Восточной Европе - там установлено пять листовых машин. У нас очень существенная доля российского рынка в другой нише - производстве цветных книг, более четверти. Этот сектор оценивается как очень перспективный, ведь основной рост книжного рынка в денежном выражении приходится именно на цветные книги.

ГАРТ: Но это же дорогие издания. Сколько их у нас печатается?

А. К.: Все больше и больше. Покупатель стал более требовательным. Да, они дороже, но издательства стремятся хоть чем-то отличаться от конкурентов, и добавленная стоимость на цветной книге больше. Средний тираж сегодня - 6,5 тыс. экз. Это говорит о большом объеме допечатываемых изданий, а также тестовых тиражей по 3 тыс. экземпляров. Издателям нужно проверять реакцию рынка на очередные новинки.

Для нас цветная книга 60х90/8 - это стандартный продукт с отлаженной технологией. Печатается на Rapida 130, на большом листе, фальцуется. Все получается быстро и эффективно.

ГАРТ: Даже если так, то что, по Вашему мнению, станет результатом этих изменений ?

А. К.: В книжной отрасли продолжается кризис. А любой кризис - это расчистка площадки для роста. То, что происходит сейчас на книжном рынке, демонстрирует хорошие задатки для развития. Для появления новых типографий, машин, технологий, материалов. Для нового оформления книг. Но, в любом случае, изменения на этом рынке мгновенно не происходят.

Сейчас полиграфия находится между двух огней. С одной стороны мощная издательская отрасль, с другой - не менее мощная бумажная промышленность. Ни те, ни другие не заинтересованы в том, чтобы рентабельность типографии была нормальной.

Я не так давно был на встрече российских «бумажников» в Вене. Посмотрел на них, послушал и сделал для себя очень простой вывод: мелованную бумагу в России делать не будут и пошлины на нее не отменят (если не повысят). Бумажники не видят в нас клиентов. Поэтому у меня нет иллюзий. В этой области, если не трогать рекламную полиграфию, перспективы крайне туманны.

Мне пара знакомых рассказывали о том, что с вводом экспортных пошлин на лес бумага подешевеет. Да ни за что! Скорее, повлияет вступление России в ВТО. Тогда уже деваться будет некуда, и цены на импортную бумагу станут разумными. И наша бумага тоже подешевеет. А то пока за совершенно некачественную местную бумагу приходится платить почти столько же, сколько за импортную. Наши производители умело пользуются наличием пошлины на импорт.

ГАРТ: Да и большинство из наших «лесников» уже давно не наши.

А. К.: Правильно, это западные инвесторы. Им дали понять, что нужно строить производства в России. Они заинтересованы в модернизации существующих предприятий и производстве бумаги на экспорт. А оставшиеся еще «наши» предполагают заработать много денег, продав свои активы западным. Скоро уже очередь будет стоять, как на строительство автомобильных производств. Но при этом нашу полиграфию они как перспективный рынок для своей продукции не рассматривают.

ГАРТ: Да, все это как-то грустно...

А. К.: Было бы приятно работать в сильной индустрии. Но наша отрасль -стареющая и, к сожалению, не самостоятельная. Она очень отстает с точки зрения развития инфраструктуры, и создание новой потребует достаточно времени.

Поэтому в ближайшее время нас ждут большие перемены. Приватизация тоже внесет свою лепту в процесс. Сейчас ее несколько притормозили, но к этому вопросу вернутся. Все, что связано с приватизацией - вообще отдельная история. Я бы сказал, что чиновники, которые отвечали за развитие государственных типографий, потеряли много времени. Если бы кризис начался раньше, то ситуация была бы менее болезненной. Возникший рост рынка позволяет пережить кризис легче. Но к тому времени, когда кризис закончится, рост может уже и прекратиться.

А вообще-то, вне зависимости от формы собственности полиграфического предприятия, его успех на рынке полностью зависит от того, кто им руководит. Уже давно не стоит пренебрежительно относиться «государственным» предприятиям. Есть те, которые приобретают новое оборудование и загружают его на полную мощность.

ГАРТ: Александр, но Вы ведь хорошо помните, как развивался рынок печати журналов. Сначала «Алмаз» был один, потом появились «Пушкинская Площадь», «МДМ-печать». Непрерывно шли разговоры о том, что надо печатать все здесь, а в результате никакой революции не произошло.

А. К.: Правильно. Просто потому что упомянутые компании находятся между тех же двух огней. Никто не говорил о том, что издатели придут и начнут размещать заказы по цене, которая устроит типографии. Им еще хуже, ведь вся бумага импортная и, чтобы получить освобождение от таможенной пошлины на партию бумаги, надо потратить очень много времени и сил. При этом типографии приходится вкладывать деньги.

В таких условиях работать тяжело. Приходится отказываться от заказов, и этот неудовлетворенный спрос уходит к зарубежным типографиям. При том, что там дешевле, вопрос доставки и растамаживания готовой продукции у всех издателей вызывает сегодня большие проблемы, и они готовы печататься в России.

Я, кстати, не исключаю того, что в 2008 г. в журнальной отрасли может произойти что-то вроде «санации».

ГАРТ: Ваши слова наводят на мысль о том, что вы собираетесь приобрести журнальные рулонные машины и расширить возможности «Немецкой фабрики печати».

А. К.: Вы недалеки от истины. У нас есть такие планы. Основой бизнеса любой крупной полиграфической компании является рулонный офсет. Стратегия развития НФП подразумевает развитие этого актива, как предприятия с рулонной печатью.

Сегодня реальный путь развития в полиграфии - укрупнение. Одной компании поднимать рулонный бизнес в России тяжело, мы можем наблюдать это на реальных примерах. Но когда за спиной есть партнер, мощная неконкурирующая структура - это хорошая предпосылка для успеха.

ГАРТ: И в такой ситуации «Эксмо» является как раз надежным партнером?

А. К.: Да, все правильно. Рулонный бизнес будет приносить экономическую прибыль. Возникнет синергетический эффект, существенно вырастет капитализация всего холдинга.

ГАРТ: Почему тогда просто не купить «Алмаз-Пресс», тем более что он как раз выставлен на продажу?

А. К.: Зачем? Как ни странно, в условиях кризиса каждый, входящий после, имеет больше шансов на успех, поскольку владеет реальной ситуацией и может не повторять ошибок предшественников. Сегодня уже понятно, что и ППК, и «Экстра М» надо переносить дальше от МКАД. Если построить на месте типографии горнолыжную трассу с искусственным покрытием, то в каком случае денег будет получаться больше?

ГАРТ: А «Эксмо» не планирует заняться изданием журналов?

А. К.: Этот вопрос не в моей компетенции, но, насколько я знаю, он возникает.

ГАРТ: Александр, так что, есть у полиграфии будущее?

А. К.: Рынок рекламной полиграфии будет жить и развиваться. Если же говорить о книжном секторе, то маленьким типографиям будет сложно выжить и работать с крупными издательствами. Издательству небольшой партнер неудобен. Необходимо, чтобы он имел возможности не только по производству, но и по логистике, а это сотни тонн бумаги. В полиграфии уже сейчас достаточно предприятий, которые чувствуют себя не очень хорошо.

ГАРТ: Но они уже многие годы чувствуют себя так. И ничего, живы.

А. К.: Да, но если раньше типографии еще можно было найти новую нишу на рынке, переориентироваться и начать стабильно работать, то сегодня куда ни сунешься - уже все занято. Так что, боюсь, вам тоже придется подумать о смене отрасли, потому что в этой скоро не о чем будет писать. (Смеется).














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства