НОМЕР 5 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ


КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

Тема номера - издательства. Когда-то они воспринимались воедино с полиграфией. Многие имели свою полиграфическую базу, да и сейчас некоторые компании не прочь приобрести типографию. И это хорошо. Но все же издательства и типографии - не всегда одно и то же. Интересы их могут совпадать, а могут и нет. Например, кому-то из издателей очень нравится, что за рубежом можно напечататься дешевле, чем в России, и даже полное крушение нашей отрасли не повергнет их в уныние. И винить их в этом нельзя: у них своя жизнь, свой бизнес.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ

Появление мультимедийных издательств, которые имеют не только печатные, но и электронные СМИ, окончательно проводит рубеж между издательской и полиграфической деятельностью. На выставке IfraExpo 2006 предметом интереса «газетчиков» стали программы, позволяющие размещать информацию во всевозможных мобильных устройствах: телефонах, КПК... На Publishing Expo (Лондон) издатели тоже живо интересовались именно интернет-продуктами. В Adobe Creative Suite 3 включены функции не только для создания Интернет-сайтов (что уже не новость), но и для работы с мобильным Интернетом. Да что далеко ходить! Журналы издательства «Курсив», один из которых Вы сейчас читаете, можно приобрести как в бумажном виде, так и в PDF-версии. Правда, «Курсив» в электронном виде имеет один серьезный недостаток: нет тестовой вкладки. Но это недостаток для полиграфической аудитории. Для большинства других (не специализированных) журналов электронный вариант по информативности ничем не хуже обычного.

ЕСТЬ ЛИ ПОВОДЫ ДЛЯ ОПТИМИЗМА?

Все это должно еще раз напомнить полиграфистам, что интересы издателей и их собственные - далеко не одно и то же. И что предстоит нам «не легкий бой, а тяжелая битва». Даже на благополучном, с нашей точки зрения, Западе в полиграфии наблюдаются кризисные явления. Страдают при этом, в первую очередь, мелкие и средние типографии. Россия - нравится нам это или нет - идет по тому же пути. Правда, слышатся еще оптимистичные высказывания, что у нас, дескать, большой резерв роста по сравнению с заграницей. Почему-то забывают одну мелочь: сначала надо достичь того же уровня жизни, а потом уже говорить о перспективах. Потому что именно от уровня жизни зависит потребление бумаги и полиграфической продукции на душу населения. В начале тысячелетия потребление это было таково:

Россия - от 8 до 16 кг (диапазон велик, но и статистика наша, как известно...);
Португалия - 103 кг;
Франция - 193 кг;
Великобритания - 217 кг;
Германия - 232 кг;
Дания - 257 кг;
Финляндия - 300 кг.

(Нельзя также забывать о том, что в Индии, Китае и США число этих самых душ растет, а у нас - наоборот).

По данным Российской книжной палаты, в 2005 г. было выпущено 4,5 книги на душу населения. (В СССР - 7 экз.) Правда, по сравнению с советскими временами увеличилось число названий книг. Зато тиражи стали гораздо меньше. А вот в ЕС сейчас на душу населения приходится 12-15 экз.

Радужные прогнозы, как ни приятно их слушать, не исправят ситуации. Не помогли же газетчикам (а объем газетной печати в России уже падает) оптимистические рассуждения о том, что телевидение не вытеснило театр. Не вытеснило? Ну и сравните теперь роль и положение ТВ и театра в обществе. Режиссеры умоляют актеров не бросать спектакли... ради идеи. Потому что зарплата там меньше, чем за день работы в сериале. И Вам хочется оказаться в такой, простите за примитивный каламбур, роли?

ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ

Разумеется, мне скажут, что все это преждевременные страхи, и печатные машины еще долго будут необходимы людям. Я скажу больше: не просто долго, а очень долго. Но... До сих пор есть типографии, где используют свинцовый набор. До сих пор покупаются, продаются и производятся ризографы, хотя даже сама компания Riso уже освоила производство струйников. Возможно, все эти старинные агрегаты проработают еще не один год. Но о каких перспективах тут может идти речь? Только подумайте: сотню лет назад профессия шофера была более редкой и престижной, чем сейчас - профессия летчика. Было время (и совсем не так давно!), когда полиграфия была передовой отраслью, которая, подобно локомотиву, тянула за собой разработки компьютерной графики и, соответственно, «железа», способного справиться с этими программами. Тогда профессия печатника была если и не очень популярной, то очень высокоуважаемой и сравнительно высокооплачиваемой. Да, «традиционная» полиграфия будет существовать еще долго. Но надо понимать, что времена меняются.
И не для всех в лучшую сторону.

Пока празднуют успех типографии, где печатается много журналов. Растет число изданий, прибыль от рекламы. Долго ли это продлится? Наверное, пока Интернет не станет доступен большинству населения России и не вступят в силу различные виды «электронной бумаги». Правда, многие полиграфисты скептически относятся к этой новой «игрушке». Наверное, пытаясь разглядеть изображение в первом телевизоре, трудно было представить метровую плазменную панель. Возможно, первым дикторам, которым приходилось красить губы в черный цвет (чтобы на экране они выглядели естественно) и плавиться под мощными прожекторами, показался бы фантастикой оперативный репортаж с места события при помощи ручной камеры. А технологии развиваются все быстрее... Пока же оптимистам можно утешаться тем, что не сбылись предсказания о вытеснении театра телевидением.

Нет, я вовсе не хочу сказать, что все плохо, что нельзя покупать новое оборудование и развивать производство. Наоборот, если Вы хотите заниматься полиграфией, именно сейчас настало время серьезно относиться к подбору новой техники и внимательно следить не только за новшествами в области полиграфии, но и за тем, как развиваются и работают издательства.

Нет-нет, никогда кинематограф не вытеснит театра, никогда оживленные образы не заменят живых людей, никогда интеллигентный человек не удовлетворится фильмом, доколе дорожит он еще живым словом, классической речью, свистом и гнилыми огурцами!

(Журнал «Сатирикон», «В фойе»)

Когда люди говорят о катастрофическом состоянии российской полиграфии, то они льстят нашей отрасли.

(Приветствие О. Попцова
гостям конференции Московского
Полиграфического Союза)

В Англии... одна из, а возможно, и самая крупная журнальная типография, два года назад «в расчете на сверхэффективность печати журналов» построила фабрику глубокой печати с уникальными новыми печатными машинами. А к концу 2006 г. практически призналась в том, что идея была неверной.

(ГАРТ № 12-06)

К примеру, куплю я сегодня машину, которая проработает двадцать лет. А Интернет? Вдруг все закончится через три года? А зачем она мне тогда, эта хваленая техника? Я инвестирую в какое-то оборудование и должен быть уверен, что оно будет в течение нескольких лет востребованным у меня в типографии.

(А. Зарецкий, генеральный директор
«Август Борг», ГАРТ № 2-07)














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">






























© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства