НОМЕР 4 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Владимир
ЧАЙКА

дизайнер
Сергей
Иванович
СЕРОВ

«Академия
Графического
дизайна»
Ученый секретарь

ГАРТ: Владимир, раз в год мы выпускаем номер, посвященный дизайну и бизнесу. По крайней мере в одном из этих вопросов Вы разбираетесь очень хорошо. Хотелось бы узнать Ваше мнение о качестве сегодняшних дизайнерских работ. Нам кажется, что на российском рынке произошел некоторый качественный переход…

В. Ч.: И количественный! Например, наружной рекламы в Москве стало столько, что уже архитектуры не видно. Вот пройдитесь по центру города: увидите только рекламные щиты и баннеры. А ведь за ними - здания. Причем какие! Архитектура - это не бумага, там посложнее: объемы, сроки, ответственность. И люди все это сдюжили! А наш брат-дизайнер теперь все это засиживает своим «креативом» под шелест «зелени».

Вот Вам Милан - центр дизайна. Он совершенно чист. Цивилизация не позволяет использовать архитектурные памятники для рекламы. А во что превратилась Москва? По шесть одинаковых реклам на одном здании. Кому это «на фиг» нужно? Хотя, если говорить о качестве этой продукции - да, оно стало выше - тут Вы правы.

ГАРТ: Как Вы думаете, за счет чего?

В. Ч.: Вчерашняя тотальная компьютерная безграмотность давно уже превратилась во всеобщую грамотность. Теперь любой пользователь персонального компьютера может легко войти в профессию, даже не имея за спиной образования и многих лет упражнений в композиции, рисовании, живописи. Это факт. Рекламная форма сегодня идет «не от гармонии, а от технологии».

Ну, и полиграфия, конечно, выше всяких похвал. Я вижу многое, что печатается в типографии «Линия График». Потрясает, как выросли возможности. Еще 10 лет назад мы и мечтать не могли о том, что сегодня стало нормой. Думаю, что качество нисколько не ниже, чем у ведущих зарубежных типографий. Но дизайн - пока другой…

ГАРТ: Сергей Иванович, а вы как считаете?

С. С.: Конечно, технологии развиваются и многое становится проще. В начале 90-х за компьютерами сидели только верстальщики. Теперь - практически все. Каждая домохозяйка знает про шрифты и пункты. Но при этом никакой революции в дизайне я не вижу. Ремесленная планка, конечно, поднялась, а настоящих дизайнеров очень мало.

ГАРТ: Интересно, а по общей массе мозга в дизайнерском коммьюнити наша страна существенно проигрывает европейским центрам дизайна?

С. С.: У нас, конечно, этой самой массы исторически меньше.

В. Ч.: С другой стороны, музыка, балет и некоторые другие искусства демонстрируют, что таланты на нашей почве произрастают обильно.

В Эпоху Возрождения художников в Европе было 1 на 100 тыс. человек. Предположим, в XVIII веке их стало в 10 раз больше. Сегодня людей, которые имеют отношение к дизайну одежды, мебели, интерьеров, полиграфической продукции и т. п. - огромное число (в смысле доли). Кто-то из них закончил «правильную» школу. Папа, скажем, дал денег на ВШГД или «Строгановку» - повезло человеку. Другие - извините, как умеют - сдирают, откуда смогут. Имитируют.

ГАРТ: Между произведением искусства и его имитацией существует огромная разница.

В. Ч.: С развитием технологий она становится гораздо менее заметной. Ее могут определить только профи. Это как на соревнованиях по фигурному катанию - сначала надо сдать «школу», и этого зрителю не показывают! Заказчик, как и простой зритель, не понимает, правильно ли выполнены фигуры. Это естественно - он имеет право не разбираться в тонкостях. А за красоту (и пользу!) он платит!!!

ГАРТ: И все-таки, создается впечатление, что за последние несколько лет с этой самой «школой» в нашей стране стало значительно лучше. Похоже, в мозгах дизайнеров что-то изменилось.

В. Ч.: Мозги действительно меняются. Основная причина - сетевые агентства, которые нанимают менеджеров и обучают работать по западным требованиям. Дизайнеры подбираются так же. Им объясняют, куда нужно тянуться, как делать. Не получается - теряешь работу. Получается - повышение в зарплате и должности.

ГАРТ: Нормальный западный коммерческий подход.

В. Ч.: Да. Такая глобализация, возможно, идет на пользу нашему рынку. Появляются дизайнеры, которые имеют амбиции. Участвуют в различных конкурсах: и здесь, и там. Рынок развивается.

С. С.: Мне кажется, именно коммерциализация приводит к тому, что мы практически не выигрываем призов на международных конкурсах! Креативный уровень работ очень низок.

В. Ч.: Но амбиции-то есть!

ГАРТ: Интересно, а что, раньше у молодых не было амбиций?

В. Ч.: Наше поколение 60-х было воспитано на других идеалах. В нас заложили совесть. Вымирающие романтики дизайна. Сегодня жизнь требует совершенно другого, сугубо коммерческого подхода. Молодые люди рвутся в лидеры, берут на себя ответственность - нравственные ориентиры у них другие. Но и дизайн другой!

С. С.: Мне кажется, есть разница между бизнесом и дизайн-сообществом. Вот эту тему можно было бы обсудить. Я бы определил сообщество в виде некоего мозга. У мозга есть мозжечок, который и определяет идеалы и принципы работы.

При этом есть люди, которые имеют очень высокий потенциал, но в сетевых структурах не работают. Просто потому, что хороших людей гораздо больше, чем хороших структур.

ГАРТ: Кстати, Владимир, а к Вам сетевые рекламные агентства за услугами не обращаются?

В. Ч.: В этот клуб мы не входим. И счастливы. Тут - разделение территорий.

И это к лучшему. Если актер поснимался в сериалах пару лет - он потерян для настоящего кино. Не потому, что не талантлив, а потому, что попса не так безобидна, как кажется! Кем быть? В какую касту стремишься? Похоже, наша каста - коммерчески неуспешных мечтателей...

ГАРТ: Как-то грустно…

В. Ч.: Земля - есть некоторая единая система. Через некоторое время исчезнут природные ресурсы, которые мы активно добываем и используем.

Я вот делал сегодня зарядку на крыше и видел облако смога над центром Москвы. И мы, дизайнеры, это облако успешно вспениваем. Citius, Altius, Fortius. Капитализм на дворе. Все проплачено!

ГАРТ: Наверное, имеет смысл делить весь дизайн на «прикладной», где заказчик имеет некоторые договоренности со спонсорами, которые не могут нарушаться, и «фундаментальный». Последний сетевиками практически не востребован.

В. Ч.: Да нет тут разделения на прикладной и фундаментальный дизайн! Все проще. Дизайнер должен Решать проблему, а не декорировать ее. Возьмем, к примеру, одежду. Зачем у рубашек все еще есть воротнички? Мужчины продолжают носить галстуки. А зачем? Да, есть, конечно, протокольные мероприятия. Но на фиг все эти детали в нормальной жизни?! Генная инженерия, нанотехнологии, экспедиции на другие планеты... —при этом одежда остается настолько консервативной, что диву даешься.

ГАРТ: Свободное, ничем не ограниченное творчество - это, конечно, хорошо. Но пока все эти возможности не будут востребованы заказчиками, ничего не получится.

С. С.: Правильно, адекватных заказчиков нужно еще воспитать - они же не с Луны прилетают. Кстати, Володя, у тебя за последние годы число заказчиков выросло?

В. Ч.: Нет, как раз сократилось. Мы работаем со «своими» - в основном с художниками, архитекторами, с теми, кто «включен» и понимает, что дизайн - это Культура и разделяет ответственность за это. Нелепый слоган на фоне «импортного» оформления результата не даст. Продавайте качественный продукт! Когда к нам приходит человек, который этого не хочет понимать, мы отказываемся от заказа.

Работаем сейчас Центром Современного Искусства. Хуже клиента я не встречал! Более жесткую цензуру вообще сложно вообразить. «Этого спонсора - крупнее, этого - с логотипом, этого - без...» Административный восторг!!! Хуже совка в расцвете. Дают техзадание художнику: «Холст, масло, кисть. Рамочка разрешается трохи хай-тек» (смеется). Я сомневаюсь, что мы будем работать с этим клиентом в следующий раз.

Гораздо проще работать с российским производителем, условно говоря, «стульев». Да, возможно, продукция не самая лучшая и уже хочется предложить начать с дизайна самих «стульев». Но с ними легче! Мы рисуем все, что нужно, снимаем и делаем дизайн.

ГАРТ: Тоже, в общем-то, вполне прикладная задача…

В. Ч.: Я бы сказал, что есть некий обобщенный дизайн и есть Дизайн. Например, великие музыканты бизнесом особенно не занимаются, зарабатывая при этом (между делом) достаточно большие деньги. Эта ситуация очень похожа на нашу. Мне кажется, что бизнес - это очень просто: делай лучше, работай больше. Деньги придут.

ГАРТ: Сергей Иванович, а как дела в Академии графического дизайна?

С. С.: Все хорошо. Я не буду позиционировать ее в качестве мозжечка (смеется), скорее, это хранение очага. Есть такое ощущение, что позитивные изменения от нашей деятельности и от деятельности других образовательных структур пока еще не наступили.

То, что происходит в Высшей академической школе графического дизайна, организованной десять лет назад Академией, никак не зависит от того, есть там бизнес в дизайне или нет. Преподаватели продолжают передавать свои знания. И им реально есть, что передать. Есть, что посеять. Когда взойдут эти зерна, пока непонятно, но сеют их люди, которые имеют необходимый потенциал и понимание профессии.

В рамках Академии мы проводим летние и зимние школы, на которые съезжаются дизайнеры из самых разных, часто далеких городов нашей страны. И когда общаешься с ними - понимаешь, что дизайн-сообщество у нас все-таки есть.

ФРАГМЕНТ НАБРОСКА. АВТОР: В. ЧАЙКА














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства