НОМЕР 3 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

УРОК ТРУДА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Мы уже не в первый раз обращаемся к теме оснастки для высечки. Этот сектор можно назвать не самым заметным на фоне продаж офсетных красок или пластин. Тем не менее, это рынок, причем, как оказалось, достаточно большой.

С точки зрения главного редактора, производство оснастки чем-то напоминает урок труда в средней школе: линейки, ластики, молотки, фигурное выпиливание лобзиком по фанере… Вообще, для журналистов прикинуться «пионерами» - один из удобных способов вытягивания правды из интервьюируемых. Мы прикинулись и навострили уши.

Надо сказать, что настоящими «пионерами» мы были году в 2002-м, когда, заинтересовавшись этим вопросом, в первый раз объезжали основных производителей оснастки и беседовали с поставщиками оборудования и материалов. Получив некоторое представление о рынке, через год повторили рейд.

Мысль собрать производителей оснастки для высечки за нашим традиционным Круглым (на самом деле - прямоугольным) столом и обсудить особенности сегодняшней ситуации возникла у нас давно. В данном случае оказалось, что интересы совпадают - все приглашенные давно хотели собраться на нейтральной территории и поговорить «о жизни». Потому что в секторе оснастки, как и во многих других секторах, существует проблема оценки реального объема рынка и перспектив его развития. Хотя, казалось бы, здесь договориться проще: основных производителей - около десятка, а основных поставщиков материалов - и того меньше.

На нашем мероприятии присутствовали представители компаний по производству оснастки - «ДШС», «Лазерлайн», «Лазерпак», «Лазерформ», «Лэнси», «Растр-Технология», «Центр Творчества ТРИЗ», «Фаст XXI», «Формс», «Штанцформ Продукцион» и поставщики - «Итрако», «Молния-Плюс», «Полиграфспецснаб» и «Регул-Т».

Ну, а теперь попытаемся рассказать читателям, что же мы поняли из этого «открытого урока труда».

ПЛОСКАЯ ОСНАСТКА

Берется лазер, который умеет резать фанеру толщиной 15–18 мм, специалист, который умеет правильно загибать линейки, пара станков для их загибания и конструктор, который может спроектировать оснастку.

Оснастка для плоской высечки чаще всего используется для обработки продукции, отпечатанной офсетом. Это упаковка, которую в больших объемах высекают на автоматических прессах и рекламно-коммерческая продукция, для которой используются и автоматы, и ручные устройства различных схем построения, способные обеспечить необходимое давление.

Причем крупные производители упаковки - владельцы автоматических машин, не всегда являются самыми интересными объектами для производителей оснастки. Причина: большие тиражи и высокая повторяемость заказов. Максимум, на что можно рассчитывать в перспективе - ремонт штампа (причем это, скорее, не бизнес, а дополнительная услуга). С другой стороны, заказ на оснастку для трехсекционного автомата (включая разделение заготовок) может оказаться весьма привлекательным с финансовой точки зрения. Но, видимо, тиражи у многих производителей упаковки настолько небольшие, что дешевле нанять гастарбайтеров, чем заказывать оснастку для третьей секции. Да и обладателей прессов с тремя секциями на российском рынке не так много.

На самом деле, деление плоских штампов на оснастку для автоматических машин, к которой предъявляются самые высокие требования, и штампы для тигельных устройств, по нашему мнению, имеют место. Кроме того, есть плоские штампы для гофрокартона, которые, по оценкам производителей, в метраже ножей составляют не менее 25% от общего объема производства плоской оснастки.

Помимо «папы» часто нужна еще и «мама» (ответная часть для формирования линий сгиба), которая представляет собой пертинаксовую контрплиту с фрезерованными канавками для бигования.

Есть еще и плоская оснастка совершенно другого качества. Для сигаретной пачки на линиях глубокой печати в некоторых моделях тоже используются плоские штампы. Изготавливаются они по особой технологии, и сертификат на производство имеют две–три компании в Европе (не в России). К нам такая оснастка приезжает уже в готовом виде. И сертификат на ее ремонт имеет максимум пара российских производителей.

КОНГРЕВНОЕ ТИСНЕНИЕ

Практически на любой упаковке из премиум-сегмента обязательно присутствует тиснение фольгой, а часто и конгревное тиснение. Так вот, и высечку, и конгревное тиснение можно выполнять за один прогон. Фольга же припрессовывается на предыдущем этапе. Мы уже неоднократно рассказывали о том, что производители офсетных печатных машин предлагают секции для холодного тиснения фольгой в линию.

Но изготовление оснастки для плоской высечки и одновременно конгревного тиснения тоже не так просто. Там возникает новый вопрос - клише. Лучше всего фрезерованное латунное. Такие в России изготавливают три-четыре фирмы. Причем, если со схемой коробки особых проблем нет (она введена в компьютер), то с дальнейшем позиционированием этого, мягко говоря, «отдельно взятого» клише на основе, а также его ответной части на контрматрице сложности возникнуть могут. А таких клише на одном штампе может быть (и чаще всего бывает) несколько. Если бы компьютер, который управляет лазером, режущим основу штампа, «знал», как будут размещаться эти отверстия относительно изображения, позиционирование было бы абсолютно аккуратным. Иначе придется «шаманить». Есть альтернативы в виде пластиковых и фотополимерных клише, но для качественного конгрева они не совсем подходят. А производителей клише с правильно сделанными отверстиями в России все еще единицы. Хорошо питерским, у них близко Финляндия, сбросил заказ, раз - и получил готовую оснастку.

РОТАЦИОННАЯ ОСНАСТКА

Есть еще одна ниша - ротационная оснастка для высечки гофрокартона. Мы в 2002 г. побывали на производстве такой оснастки в г. Обнинск. На тот момент оно, можно сказать, было секретным, а все штампы в Россию импортировалась.

Технология сходна с изготовлением оснастки для плоской высечки, но фанерная основа в виде полуцилиндров определенного диаметра монтируется предварительно на металлические валы, соответствующие по диаметру валам секции высечки. Используются также заранее изогнутые под определенный диаметр ножи, и лазер должен «уметь» резать с учетом всей этой «полуцилиндрической» геометрии. Металлические цилиндры надо где-то заказывать. Учитывая то, что длина цилиндров составляет несколько метров, а диаметр - более полуметра лучше всего справится с задачей, видимо, завод по производству турбин для электростанций или двигателей для подводных лодок. При этом затраты на складские площади под хранение такой оснастки могут оказаться весьма значительными. А крупнейшие производители гофротары, оказывается, заказывают в сезон несколько комплектов такой оснастки в месяц.

Как нам рассказали, в России есть самое разнообразное оборудование для такой высечки, имеются самые разные агрегаты с различными диаметрами цилиндров. У крупнейшего производителя ротационных штампов таких цилиндров различных диаметров - более 50.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Высший пилотаж в деле оснастки - производство стальных цилиндров для ротационной высечки. Чаще всего, это опять же глубокая печать и сигаретная пачка. Есть еще рулонные офсет и флексо для производства упаковки молочных продуктов и соков. Некоторые энтузиасты пытаются наладить производство цилиндров на наших бывших оборонных предприятиях, но, насколько нам известно, эти попытки пока не увенчались большими успехами.

ОЦЕНКИ

Участников нашей встречи интересовал, в первую очередь, объем российского рынка оснастки для плоской высечки. В результате обсуждения появилась оценка - около 70 км линеек в месяц, что ориентировочно составляет 17 млн долл. в год. Совсем неплохо, надо сказать. Правда, поставщики расходных материалов разошлись во мнениях насчет общего объема рынка. Причем разошлись практически в два раза. По нашему опыту, такие расхождения бывают, когда кто-то из участников дискуссии несколько лукавит, чтобы скрыть свою либо очень большую, либо, наоборот, маленькую долю.

Мы, конечно, «пионеры», но недоверчивые. Поэтому после встречи связались с несколькими профильными типографиями и выяснили, что данные по метражу похожи на правду. Из наших телефонных интервью выяснилось, что крупнейший немосковский производитель открыток (имеющий собственное производство оснастки) «забивает» в среднем 5 км линеек в месяц, потребление оснастки у самой крупной российской коммерческой типографии разнится от 700 до 2500 м в месяц, а потребление одного из крупнейших питерских производителей упаковки со всеми его автоматическими прессами одной швейцарской фирмы составляет всего 500 м. После этого еще раз созвонились с участникам встречи и 70 км утвердили, как оценку, которая близка к реальной.

Ну, а насчет того, что всей правды никто, видимо, не сказал - тоже все понятно. Но уроки труда в школе всегда сплачивали коллектив.

Выражаем благодарность всем участникам встречи, принявшим наше приглашение, а также сожаление по поводу того, что мы так и не увидели представителей одной финской компании, активно работающей на российском рынке оснастки.

P. S.: Мы не случайно приводим здесь подробный фоторепортаж «с места событий». Обратите внимание на активную жестикуляцию участников Круглого стола (особенно на первых трех фотографиях справа). Как вы думаете, это профессиональная особенность всех, кто связан с рынком оснастки для высечки или эти жесты говорят о крайне высокой степени заинтересованности в предмете обсуждения?














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">






























© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства