НОМЕР 2 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Андрей
ЗАРЕЦКИЙ

«Август Борг»
Генеральный
директор

ГАРТ: Андрей, с момента нашего предыдущего интервью прошло несколько лет. Расскажите, что изменилось?

А. З.: Изменилось многое: и парк оборудования, и структура заказов. У нас появились новые направления бизнеса, а от чего-то пришлось и отказаться. Это закономерно, ведь рынок тоже меняется.

ГАРТ: И какова сегодня его динамика?

А. З.: Если года два назад возникало некоторое ощущение стагнации, то сегодня все нормально. Все-таки, своя логика в нашем российском бизнесе есть. Значительные поступления от «нефтяных» денег дают больший оборот типографиям. Причем, насколько я знаю, у других типографий тоже все нормально.

ГАРТ: «Все нормально» - не совсем точный показатель.Может быть, некоторые из них просто не умеют считать деньги?

А. З.: Да, возможно. Экономистов нашей стране требуется много, но грамотные специалисты пойдут, скорее, не в типографию, а в «Газпром». Там платят на порядок больше. Нехватка управленцев - самая большая проблема. Хорошо, что хоть с бухгалтерами теперь уже все более или менее уладилось. Есть, конечно, владельцы типографий, у которых дар организации производства и практически все получается. В противном случае менеджеры просто измеряют «общую температуру по больнице», а это ни к чему хорошему не приводит.

ГАРТ: Скажите, а сколько, по Вашему мнению, должна составлять «грязная» маржа в полиграфическом бизнесе?

А. З.: Для нормальной работы - хотя бы 25–26%. Это существенно выше, чем средняя виртуальная прибыль московских типографий.

ГАРТ: У вас получается?

А. З.: У нас - да.

ГАРТ: За счет тех новых направлений бизнеса, о которых Вы упомянули в начале интервью? Кстати, давайте поговорим о них.

А. З.: Начнем с того, что были приобретены автоматическая линия для производства книг и крышкоделательная машина. Причем объем выпуска книжной продукции растет более высокими темпами, чем мы планировали. Конечно, сравнивать с объемами бывшей советской типографии пока нельзя, но, я думаю, через два–три года мы будем делать больше книг, чем она сегодня. По крайней мере, на текущий момент тенденция роста именно такая.

ГАРТ: Андрей, но это будет очень много книг.

А. З.: Правильно, но сами мы столько печатать не собираемся. Все послепечатное оборудование приобретается в расчете на то, что загружаться оно будет не только нашей «небольшой типографией».

ГАРТ: Насчет «небольшой» Вы скромничаете. «Август Борг» - один из самых крупных игроков московского рынка коммерческой печати.

А. З.: Это, конечно, лестная оценка, но в Москве сегодня очень много полиграфических предприятий, с которыми мы реально конкурируем.

ГАРТ: С такими печатными мощностями, как у вас? Два полуформатных Heidelberg Speedmaster - четверка и пятерка с лаком и еще один четырехкрасочный Speedmaster полного формата. Таких типографий в Москве не может быть много. Их единицы.

А. З.: Да, Вы правильно все перечислили. Кроме того, мы еще и поменяли одну из машин на Speedmaster CD 74 с Axis Control. Сейчас, благодаря новому приобретению и наличию термальной системы СТР, работаем очень эффективно. Причем только Axis Control стоил нам дороже, чем неновая печатная машина. Тем не менее, есть типографии, которые имеют меньше машин, но при этом являются для нас конкурентами. Когда у всех были «плохие» машины, мы умели печатать лучше. Теперь и у нас машины очень хорошие, и у других, скажем, неплохие. И тут на первый план выходит вопрос экономики. А почем нужно продавать приладку?

На самом деле даже хорошо, когда рядом есть конкуренты. Я против них ничего не имею, даже если они печатают, на первый взгляд, в убыток. Это их право. Все равно они достаточно быстро либо поменяют ценовую политику, либо уйдут с этого рынка. А вот если они создали эффективное производство и могут работать по таким ценам, получается, что это нам нужно что-то менять.

ГАРТ: Ну хорошо, давайте вернемся к структуре заказов.

А. З.: Общий объем продаж в этом году вырос, и его основу составляет книжножурнальная продукция. Периодические издания мы практически не печатаем. Упаковка и околоупаковочная продукция, еще пять лет назад составлявшая до 70%, сократилась в последние годы до 15%. Представьте, насколько сложно на этом рынке работать. В денежном исчислении оборот типографии вырос в 2006 г. на 15%. Всего.

ГАРТ: Употребление слова «всего» означает, что Вы рассчитывали на больший рост?

А. З.: На самом деле, учитывая сокращение упаковки, я рад и такому. Потеряв объемы там, мы прибавили в других секторах. Причем маржа меньше не стала, даже с учетом роста зарплат персонала, стоимости аренды помещений и расходных материалов.

ГАРТ: Разворачиваемся на 180о. Как жизнь на рынке спирали для переплета календарей? У вас ведь одно из самых больших ее производств?

А. З.: Я оцениваю наше производство как второе по объему в России. Правда, если несколько лет назад, когда я давал интервью вашему изданию, мы и еще одна компания «держали» 80% рынка, то теперь менее 50% на двоих. С этим ничего не поделаешь.

ГАРТ: А Вы помните свои амбициозные планы?

А. З.: Помню, конечно. Но все пошло против здравого смысла. На рынок приходят люди, которые не всегда умеют правильно посчитать себестоимость собственного производства. Это к тому, о чем мы говорили раньше.

В производстве спирали все точно так же. Другое дело, что есть разница между спиралями, которые сделаны из европейской и из китайской проволоки. Наше оборудование позволяет «гнуть» и ту, и другую. Для нас работа с китайской проволокой - новая ниша. Да, классом она ниже, но наше оборудование позволяет качественно ее формовать. А машины некоторых конкурентов - нет. Рынки дорогих и дешевых пружин будут существовать параллельно, ведь число ручных биндеров растет. Почему бы не поучаствовать в этом процессе, в то время как в дорогом сегменте уже все и так понятно?

У нас две более скоростные машины, чем, например, у конкурента, который имеет четыре медленные. А благодаря производительности ниже себестоимость. Вообще, есть разные подходы к себестоимости. Можно купить новый Heidelberg и три года на нем не печатать. А можно сделать за это время, скажем, 100 млн оттисков. Через три года получится машина, которая будет стоить определенных денег. Но каких?

ГАРТ: Разных, конечно.

А. З.: Правильно. Причем формально тот, который «прошел» больше, стоит, естественно, дешевле.

ГАРТ: Но в нашей стране можно скрутить счетчик на любой машине, будь это авто или печатная - все равно.

А. З.: Да, можно купить «хлам» за 100 тыс. долл. Но, я считаю, сегодня нам нужны новые машины, которые будут иметь некоторую среднюю цену между немецкими или швейцарскими - и китайскими. Для меня как владельца типографии очень важен именно этот вопрос. К примеру, куплю я сегодня машину, которая проработает двадцать лет. А интернет? Вдруг все закончится через три года? А зачем она мне тогда, эта хваленая техника? Я инвестирую в какое-то оборудование и должен быть уверен, что оно будет в течение нескольких лет востребованным у меня в типографии.

ГАРТ: Другого «недорогого» оборудования, кроме китайского, нет.

А. З.: У некоторых китайских компаний есть, несмотря ни на что, вполне достойные машины. Но они рассчитаны «ненадолго» - год–два. А нужны машины, которые поработают 5–7 лет.

ГАРТ: Андрей, а какие вообще планы по развитию?

А. З.: Я полагаю развивать направление «типографии для типографий». Особенно это касается подбора современного послепечатного оборудования. К примеру, когда говоришь, что мы на новом оборудовании можем сделать что-то за условные 10 руб. и еще заработать на этом деньги - люди страшно удивляются, потому что у них только себестоимость составит 20 руб. Но так устроен этот послепечатный бизнес.

ГАРТ: Немногие подобные проекты увенчались успехом.

А. З.: Не было надежных субподрядчиков. Клиент всегда боялся, что его «кинут». И 300–500 долл. за скрепление на ВШРА - тоже была сумма неприемлемая, ведь там используется только проволока. Копеечные затраты, а тут такие деньги... Но в скором времени ситуация должна измениться. Держать штат «бабушек» по 15 тыс. рублей в месяц уже не имеет смысла при условии возможных простоев и того, что человек может просто заболеть. Проще заплатить партнеру, у которого есть автоматизированная машина.

Предыдущую историю типографий можно назвать порочной. Все эти «маленькие» машинки, попытки их использовать в достаточно крупных производствах... У нас, например, пока очень слабые позиции по бесшвейному скреплению, поскольку нет нормальной линии с подборкой тетрадей. А наличие в цехе палет с полуфабрикатами уже раздражает. Надо все делать быстрее. Кроме того, сегодня есть технология с использованием полиуретанового клея, которая дает преимущества при скреплении толстых или использующих вклейки из пластика изданий. А еще решает температурные проблемы, когда книги, которые неправильно хранились или транспортировались, просто разваливаются.

ГАРТ: Насколько нам известно, в России таких машин для бесшвейного скрепления пока две–три, причем эксплуатируются они не очень активно.

А. З.: Возможно, но потенциал этого бизнеса большой. Цена полиуретанового клея снижается. Почему бы не использовать его преимущества? Мы неоднократно посещали европейские типографии и предприятия, занимающиеся послепечатной обработкой. Путешествие «по европам» показало, что там одни печатают, другие фальцуют, а третьи склеивают. Если честно, думали, что у немцев все строго по плану и никаких срочных работ не бывает. Так нет же: оказывается, все заказы срочные и клиент не хочет ждать. Вчера сдал - сегодня получил. При наличии современной техники такое возможно. Проблема «а вдруг они не успеют» практически исключена. А наша российская типография может «мусолить» такой заказ 3–5 дней.

ГАРТ: И такие немецкие типографии еще ухитряются работать с 9 до 17:00?

А. З.: Да, многие работают в одну смену, но когда нужно - поработают и сверхурочно. Я считаю, что и на нашем рынке может и должна работать такая схема. Да, некоторое время назад реализовать подобные проекты было еще невозможно. Но теперь это реально.

ГАРТ: Там есть еще один тонкий момент - люди. Если на печатной машине работают уже не печатники, а операторы, то на сложном послепечатном оборудовании кто должен трудиться?

А. З.: Тоже операторы. Причем их заработная плата, как и у печатников, должна зависеть от эффективности работы. Кнопочки на машинах одинаковые, но разные операторы этих машин работают с различной эффективностью. Качество при этом не меняется, но эффективность все-таки зависит от квалификации.

ГАРТ: Андрей, в завершение давайте поговорим о Вашей общественной жизни. Например, организован новый конкурс - «Оргтайм». Расскажите о нем.

А. З.: Все очень просто. Предполагается, что «Мэтр Полиграфии» в скором времени станет некой группой событий, объединенных общей идеей, но в разных форматах. И это правильно. Мы сделали этот конкурс, планируя, что он войдет в структуру «Мэтра Полиграфии». Сергей Тарубаров и оргкомитет «Мэтра» эту идею поддержали. Так что все складывается так, как предполагалось.

ГАРТ: Конкурс «Огртайм» посвящен только новогодней продукции?

А. З.: Да, это календари и ежедневники. В перспективе можно создавать отдельные конкурсы и по другим видам продукции. Кроме того, есть интересные идеи, например, «Персона года», «Проект года» и т. п. То есть вся процедура «Мэтра Полиграфии» становится продолженной во времени и более глобальной.

ГАРТ: Кстати, а как Вы оцениваете перспективы «Московского полиграфического союза» (МПС)?

А. З.: Я очень уважаю тех людей, которые работают в Правлении МПС. Это «революционеры», которые пытаются сделать хоть чтото, причем не для себя, а для отрасли. Я сознательно присоединился к МПС именно по этой причине. К сожалению, пока это не массовая тенденция.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства