НОМЕР 2 2007

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ


Собственно, почему о CTP? Было бы правильно говорить уже просто о системах вывода форм. Да, на вторичном рынке все еще пользуется спросом старый добрый Hercules и некоторые другие фотовыводные устройства. Есть еще и такая специфическая область, как трафаретная печать, где фотовыводы (вернее, пленочные фотоформы) будут востребованы еще долго. Но уже существуют технологии CТS… А некоторые даже приспособились использовать для вывода пленок широкоформатные принтеры.

ВОПРОС РЕШЕН

Что касается офсета, то отказ от фотовыводной технологии в пользу CTP можно считать делом решенным. Почти все ведущие типографии уже оснащены СТР-устройствами или, по крайней мере, рассматривают их приобретение как ближайшую перспективу. На сегодняшний момент в России установлено около 300 систем CTP. По сравнению с общим числом типографий - вроде бы, немного. Правда, никто этого общего числа точно не знает, так что здесь тоже не все ясно. А вот если сравнить объемы потребления аналоговых и «цифровых» пластин, вырисовывается уже совсем другая картина.

Кстати, небольшая ремарка: термин «цифровые» по отношению к пластинам является не техническим, а разговорным, ведь CТP - не цифровое устройство. Даже если на упаковке пластин написано digital, не следует воспринимать это всерьез. Тем не менее, термин устоялся и придется смириться с тем, что пластины для CТP называют именно так.

Так вот, это соотношение - всего лишь около 1:2 в пользу аналоговых. Почему так получается? Потому что CTP покупали, в первую очередь, самые большие типографии. И самые успешные - то есть те, кто много печатает. Соответственно, и формат большинства первых устройств CTP был не маленьким.

Теперь пришла очередь остальных типографий. За несколько лет системы CTP перестали быть экзотикой и стали нормой жизни. Экзотикой постепенно становится типография без собственного вывода, независимо от технологии его реализации. Так или иначе, происходит концентрация препресс-процессов в типографиях, что служит повышению квалификации всех участников работы и ее качества.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

«Повальная CTP-зация» будет иметь и последствия, которые не всем понравятся: я имею в виду удар по репроцентрам. Правда, года три-четыре назад, когда установки устройств для вывода пластин только начинались, высказывалась идея, что репроцентры смогут покупать CTP и выводить пластины на сторону. Как и следовало ожидать, идея эта оказалась нежизнеспособной. Пластины - не пленки, которые можно свернуть в трубку и послать с курьером. Тут требуется какой-то транспорт. А при московских пробках скорость его передвижения вычисляется уравнением со многими неизвестными. Кроме того, на производстве может оказаться, что пластина была поцарапана (обычный случай, между прочим) или повреждена при установке на печатную машину. Клиенты тоже не забывают держать печатников в тонусе: даже при производстве упаковки в последний момент вдруг может оказаться, что забыли поменять ГОСТ, срок хранения или телефон… А представьте, что в процессоре «сел» раствор и оператор вовремя его не заменил. Пластины-то привезли, а печать не идет. Сколько времени уйдет на выяснение причин и доставку новых пластин? А еще бывают «глюки» на выводе, для обнаружения которых нужно делать контрольную распечатку. Что, везти ее в редакцию для проверки? А в случае обнаружения ошибки (а ее обязательно обнаружат, если относятся к контролю серьезно) все начнется сначала. Как хотите, но удаленный вывод пластин подходит далеко не всем.

Подтверждением этой мысли может служить и тот факт, что число CTP в российских типографиях возросло многократно, а вот из репроцентров систематически предоставляет такую услугу, кажется, только один. Гораздо реальнее выглядит идея превращения репроцентров в типографии. Наиболее показательный пример - Print Design. Правда, они мудро начали движение в этом направлении уже давно, еще до распространения прямого вывода форм). Второй вариант - слияние репроцентров с уже существующими полиграфическими предприятиями.

ВОПРОС ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ

Теперь о борьбе между «термалом» и «фиолетом». Судя по всему, их противостояние будет продолжаться до тех пор, пока традиционный офсет остается ведущей полиграфической технологией. Каких-то резких изменений не предвидится, но это «мирное сосуществование двух систем» сопровождается своей «гонкой вооружений». С одной стороны, появляются (и приобретаются) термальные системы для газетных типографий. В сущности, на самом деле отличие в скорости вывода определяется не видом лазера, а конструкцией аппарата: барабанные устройства по максимальной скорости практически не отличаются, а вот планшетные могут обладать гораздо большей «скорострельностью», но и применяются, в основном, там, где качество - момент не определяющий. Интересное исключение представляет собой система CТP одной фирмы: будучи, по сути, планшетным устройством, благодаря изогнутому столу она приближается к барабанным системам.

С другой стороны, продолжается совершенствование «фиолетовых» СТР: например у Fuji появилась система Luxel V8 HD с улучшенным качеством точки, которое достигнуто за счет совершенствования оптики. Достопамятные дискуссии в профессиональной прессе о преимуществах «жесткой точки» утихли, но один из ведущих производителей фиолетовых систем, как видите, считает этот момент достаточно важным. По крайней мере, настолько важным, чтобы выпустить новую разновидность аппарата. Хотя некоторые менеджеры отдельных поставщиков в свое время горячо убеждали нас в том, что все дискуссии вокруг «жесткой» точки - не более, чем рекламный трюк.

Относительно того, какие же именно системы лучше, споры, надо полагать, не утихнут еще долго. Утешает то, что речь теперь идет уже не о способности той или иной системы работать, а о такой «роскоши», как, например, автозагрузка пластин. Ясно одно: любая система вывода форм лучше, чем ее отсутствие. Хотя, конечно, было бы интересно составить статистику: какие именно системы CTP для каких именно печатных машин покупаются (благо, что при продаже поставщики тщательно выясняют этот вопрос). Без всяких выводов: право, из простого интереса ;) Хотя, возможно, будущие покупатели и пожелали бы видеть таблицу с такими данными.

Еще поставщики любят составлять диаграммы по количеству инсталляций на поставщика или на разновидность технологии. Интересная информация. Но, наверное, было бы интересно сосчитать суммарный формат проданных устройств - как по поставщикам, так и по технологиям. Я, опять же, не утверждаю, что это позволит сделать какие-то радикальные выводы… Просто интересно, не так ли?

Внедрение CTP - это одновременно и показатель прогресса в полиграфии, и его движущая сила. Получается торжественно, как в конспекте по истории КПСС. Но такова уж объективная истина. Придет время - и ЦПМ будут на каждом шагу, а эти системы окажутся в арьергарде прогресса. А пока надо выбирать.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



















































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства