НОМЕР 7 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Борис
Александрович
КУЗЬМИН

«Межрегиональная
ассоциация
полиграфистов»
Президент

ГАРТ: Борис Александрович, давайте поговорим о том, что происходит сегодня в российской полиграфии.

Б. К.: По большому счету в отрасли наблюдаются все признаки системного кризиса. Это касается и издательского бизнеса, и полиграфии, и распространения.

ГАРТ: Но эти признаки существуют уже достаточно давно. Тем не менее, компании продолжают работать и развиваться.

Б. К.: Сейчас все усугубляется. Яркий тому пример - книжная отрасль. Сегодня много внимания на самом высоком уровне уделяется рынку издательской продукции, например, книг. По инициативе Российского книжного союза будущий год объявлен в России годом чтения. А о том, на чем эти книги будут печатать, никто не задумывается.

В газетном секторе происходит то же самое, несмотря на существенный скачок в качестве и прирост мощностей.

ГАРТ: Это понятно. Новые мощности нужны, в основном, для печати бесплатных газет с цветными объявлениями и телепрограммой. Растет поколение людей, которые ничего не читают. Да и читать за исключением десятка изданий сегодня особенно нечего. В журналистике проблема с квалифицированными кадрами стоит еще острее, чем в полиграфии.

Б. К.: На всемирном газетном конгрессе в Москве Россию представлял издатель газеты бесплатных объявлений. Какая там журналистика!

Но проблема полиграфии не в этом. Система управления, которая существовала по крайней мере в некоторой достаточно большой части отрасли, разрушена совсем. И в Агентстве, и в Министерстве полиграфистов осталось мало. Формальное государственное управление и регулирование отсутствует, и теперь можно окончательно констатировать, что полиграфической отрасли как таковой у нас нет, несмотря на то, что есть рынок, предприятия, технологии, люди.

ГАРТ: И на этом фоне идет приватизация полиграфических предприятий. Причем всем понятно, что это борьба за «здания и сооружения».

Б. К.: Да, существует противостояние между несколькими ведомствами, предлагающими различные концепции построения системы и «сохранения единого информационного пространства». Окончательное решение по этому вопросу пока не принято. Но вообще-то это, конечно, передел, если называть вещи своими именами. Что получится, прогнозировать очень сложно.

ГАРТ: Все идет к переводу полиграфических производств в другие, менее привлекательные места. Но перевод - это в лучшем случае. В худшем - просто сдача оборудования в металлолом и создание офисных центров. Нет смысла даже обсуждать судьбы «Образцовой», «Красного Пролетария» или «Детской книги».

Б. К.: Этот процесс уже идет. Вы могли заметить, что производится реконструкция корпуса «Первой образцовой» на Садовом кольце. Естественно, не под полиграфическое производство. Конечно, все крупные московские типографии будут выводить за МКАД.

ГАРТ: В других городах государственные типографии тоже имеют очень хорошее географическое положение. И на их здания найдется немало претендентов.

Б. К.: К нам обращались представители очень крупной финансовой структуры. Решили, что мы можем посодействовать. Они были готовы приобрести крупнейшие полиграфические предприятия в нескольких городах России, одновременно беря на себя обязательства построить для них новые здания, но уже не в центре.

ГАРТ: Не самый плохой вариант.

Б. К.: Возможно. Но где гарантия, что все предприятия найдут именно таких инвесторов? А ведь за полиграфическими комплексами федерального подчинения наступит очередь городских и областных, которые часто также располагаются в центрах больших городов.

ГАРТ: Да, «Московская правда», например. Но вся эта ситуация складывается из-за перегретого рынка недвижимости в Москве и крупных городах.

Б. К.: Возможно, ведь еще два-три года назад земельные участки и здания можно было приобрести по разумной цене.

ГАРТ: Придет время, и этот «девелоперский» мыльный пузырь лопнет. Собственник будет сидеть несколько лет и ждать, когда придут арендаторы, а они могут и не прийти. В нашей стране, как известно, и дефицит соли, и банковский кризис, могут возникнуть в любой момент. Со всеми вытекающими последствиями. Сегодня издалека виден новый корпус на территории «Прессы», на котором огромными буквами написано одно слово - «Аренда».

Б. К.: Да, построили еще один офисный центр. После этого на территории все парковки стали платными. Вы знаете, я начинал свою трудовую деятельность на «Правде» 51 год назад. Корпус офсетно-глубокой печати площадью 65 тыс. м2, оснащенный самым современным оборудованием - гордость советской полиграфии! В нем делалась вся журнальная продукция Советского Союза. Теперь его тоже постепенно переделывают в офисный центр. Половину уже перестроили.

ГАРТ: И это логично. Нельзя иметь такое производство в центре Москвы.

Б. К.: Да, наверное. Причем из корпуса, в котором наша Ассоциация арендует помещения, все съехали после повышения цен. Площади пустуют.

ГАРТ: Судя по всему, наличие недвижимости у государственных полиграфических предприятий некоторое время создавало иллюзию рентабельности, позволяло не заниматься развитием производства и при этом иметь нормальные финансовые показатели.

Б. К.: Нет, я бы так не сказал. Конечно, часть доходов приносила сдача помещений в аренду, но и производства тоже работали. Другое дело, что отсутствие единой системы не позволяло оценить масштабы этого явления. Ведь исследованиями полиграфического рынка никто сегодня всерьез не занимается.

ГАРТ: Мы, например, пытаемся...

Б. К.: Посчитать объем потребления красок или пластин - это еще не значит получить полную информацию о рынке. Вот Вы можете сказать, сколько у нас типографий? А сколько на сегодня в нашей полиграфии занято людей и каков рынок труда?

ГАРТ: Не знаю. Можно, конечно, судить по разным косвенным признакам, но оценка будет очень грубой.

Б. К.: Вот. И я не знаю, и никто не знает. А проблема кадров, а ГОСТы? Последние еще я подписывал в 1991 г. С тех пор в них ничего не менялось. Ни одной организации, которая могла бы этим заниматься, сегодня нет.

ГАРТ: Борис Александрович, а сколько человек работало в Госкомиздате, когда Вы были его зампредом?

Б. К.: Четыреста. Плюс еще республиканские Госкомиздаты. Плюс заводы и НИИ. Парадокс в том, что мы - отрасль, связанная и с культурой, и с промышленностью. И надо сказать, что сегодня в министерствах, которые занимаются промышленностью, нас понимают намного лучше, чем в Министерстве культуры. Но в любом случае от государства ждать нечего. Централизованное управление уже невозможно, делается ставка на саморегулирование.

Сейчас МАП работает над отменой пошлин. Но просто так пытаться всем объяснять необходимость их отмены не имеет смысла. Нужно подготовить соответствующие документы, которые будет рассматривать комиссия. По бумаге мы активно сотрудничали с СБО. Процесс идет. По печатным машинам вопрос уже практически решен.

ГАРТ: Кстати, к вопросу о раздробленности отрасли: в отличие от типографий, поставщики оборудования и расходных материалов - вполне компактная группа.

Б. К.: Да, этот рынок вполне сложившийся, и новый российский игрок на него так просто не выйдет. Большинство зарубежных производителей представлены, и всех, видимо, такая ситуация устраивает.

Завтра я уезжаю в Рыбинск на сдачу двух первых (после возобновления производства) печатных машин. Окончательное решение еще не принято, но потенциальные инвесторы оказались вполне разумными людьми. Никто им с нашей стороны золотых гор не обещал. Наоборот, мы сразу предупредили, что придется приложить усилия, чтобы вернуть утерянные за два года позиции. Но они - машиностроители, и понимают все с полуслова. Посмотрим, как пойдут дела дальше, но этот завод необходимо сохранить. Иначе, с его закрытием, от российского полиграфического машиностроения ничего не останется. Это последние островки нашей инфраструктуры. Что там еще? Торжокский завод красок скоро тоже задавят импортные производители.

ГАРТ: По нашим сведениям, пока в Торжке все нормально. Объемы существенные, а рынок газетных красок растет.

Кстати, недавно мне звонили из Зарайска, звали в гости. Оказывается, там планируют установить новую линию по производству офсетных пластин.

Б. К.: Боюсь, что они опоздали. Но иметь такое большое потребление пластин и не иметь собственного производства - смешно. Я помню, как мы в 1990 г. заключали контракт на оборудование для «Зарайского офсета». В советские времена можно было по правильным каналам «нажать» на наших производителей алюминия и добиться того, чтобы они делали нам ленту для основы пластин. Я тогда много времени провел в Самаре. Мы (Госкомиздат) даже приобрели для самарского алюминиевого завода часть линии по производству ленты. Но потом наступила перестройка, и производство в Самаре нормально так и не заработало. Пришлось Зарайску покупать алюминий в Германии, а это уже совсем другая себестоимость.

ГАРТ: Получается какая-то полная безысходность.

Б. К.: В будущем году мне исполняется 70 лет, но я все-таки хочу инициировать процесс создания Российской ассоциации полиграфистов. Не под себя, все это должны понимать. Мне при светлом будущем жить уже не придется (смеется). В октябре этого года мы планируем провести конференцию, на которую будут приглашены владельцы и руководители полиграфических предприятий. Рассказать о наших мыслях и послушать, что скажут люди. А во время «ПолиграфИнтер 2007» можно будет собрать уже съезд полиграфистов, чтобы на нем учредить ассоциацию и избрать достойных лидеров. Эта организация и будет решать все вопросы нашей отрасли.

ГАРТ: Но сегодня полиграфических ассоциаций и союзов уже и так достаточно.

Б. К.: Я говорю сейчас об Организации, которая реально объединит полиграфические предприятия. Сегодня работает Федеральный Закон «Об объединениях работодателей». В соответствии с ним и нужно действовать. Это будет уже не МАП, МПС или Союз полиграфистов СПб, а своего рода всероссийский отраслевой профсоюз владельцев и руководителей полиграфических предприятий, обладающий реальными правами. Если хотите, попытка создания капитализма в отдельно взятой отрасли.

ГАРТ: Но, если все так серьезно - начнутся интриги, политические проблемы и борьба за власть. В конце концов все как обычно переругаются, и на этом конструктив закончится.

Б. К.: Андрей, такая организация в России может быть только одна. И только она сможет выступать от лица всей отрасли. Другого пути нет. Есть опыт аналогичных зарубежных ассоциаций, и они работают.

Я объясню, почему мы не торопимся. Первая причина - непонятно, чем закончится процесс приватизации, а это все-таки отраслеобразующие предприятия. Вторая - такой организации необходимо лобби в органах власти, а у нас в будущем году парламентские выборы, после которых, по прогнозам, состав депутатов существенно изменится.

Кроме того, есть еще организационная проблема. Пока мы прошли только этап формальной регистрации. Российская отраслевая ассоциация должна включать в себя региональные отраслевые ассоциации, которые работают более чем в половине российских регионов.

При нашей поддержке был создан Сибирский полиграфический союз. Он уже приобрел форму объединения работодателей. Теперь планируем на собственные средства открыть отделения в нескольких крупнейших городах России. Чтобы не начинать разговор с местными полиграфистами с вопроса о членских взносах. Начнем работать, а люди, глядишь, постепенно подтянутся.

ГАРТ: Но Вы представляете, какая ответственность ляжет на такую структуру?

Б. К.: Да, очень хорошо представляю.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства