НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Что можно сказать? Прошел очередной полиграфический год. Мы наблюдаем очень серьезные изменения, которые происходят на рынке. Экономическая ситуация в стране не самая плохая, объем производства полиграфической продукции опять существенно вырос. Об этом можно судить и по разговорам с типографиями, и по таможенной статистике. Практически в каждом секторе есть полиграфические предприятия, которые планируют увеличение мощностей. Все-таки нефтедоллары оседают не только в карманах олигархов, но и распределяются по карманам других граждан, которые покупают в магазинах продукты, для продвижения которых... Короче, все понятно. Но создается впечатление, что у типографий в начале 2005 г. дела шли не так хорошо. Вторая половина оказалась существенно лучше. Все - и владельцы типографий, и поставщики оборудования и материалов - получили очень важную передышку.

ОТРАСЛЬ И ГОСУДАРСТВО

Мы постоянно пишем о том, что государство вместо того, чтобы поддерживать полиграфическую отрасль, пытается ей навредить. Все очень сложно. Но кто там в управлении нашим государством понимает хоть что-нибудь в полиграфии? Кого волнуют несчастные несколько миллиардов долларов, которые составляют оборот нашей отрасли? Все внимание на нефть, газ, телекоммуникации, вооружения и прочие куда как большие и существенно более прибыльные бизнесы. На полиграфию внимание пока никто особо не обращает, и это, скорее, хорошо, чем плохо. Пока в стремлении к удвоению они там наверху получают сводки Росстата, в соответствии с которыми объем производства журнальной продукции в январе-сентябре 2005 г. упал на 35% по сравнению с 2004 г., мы можем быть спокойны. На самом деле, он, видимо, именно на столько вырос. Но пусть лучше об этом никто не знает. Иначе все может стать совсем плохо.

Есть у нас метрах в 50 от офиса один светофор при выезде на Преображенскую улицу. Это более-менее большая дорога, обычно на этом перекрестке серьезные пробки. Светофор недавно заменили. Поставили совсем новый, но «стрелку», которой на старом не было, но хорошо было бы ее поставить, не приделали. Те, кто понимает организацию движения на этой развязке, начинают сигналить стоящим впереди и ничего не понимающим, что, мол, надо уже ехать. В результате творится полный бардак, на который накладываются беспорядочно двигающиеся пешеходы и автомобилисты, нарушающие правила дорожного движения. Конечно, любой читатель знает такие же светофоры, но этот-то - новый. Наступила волна замены светофоров, перекопали все окрестные улицы, соединили все светофоры в единую сеть, но стрелку не приделали.

Вот поэтому полиграфии лучше быть маленькой и незаметной, а то посадят девочку, она нарисует схему, по которой всем типографиям придется ездить. Лучше не надо. Зачем связываться с государством? Наш «новый» светофор, кстати не работал недавно несколько дней. Они, правда, частично были выходными, тем не менее, большая тусовка, которая на нем создавалась, приятных ощущений водителям не добавляла. Но когда его наконец-то починили, в первой половине дня там все равно дежурит постовой, который волевым решением пропускает одних и не дает проехать другим. Просто потому, что ему кажется - так будет лучше.

ТИПОГРАФИИ

Конкуренция на «общем» рынке полиграфических услуг усилилась. Но на фоне роста рынка, удорожания бумаги и расходных материалов цены на печатную продукцию снижаются. Есть, конечно, типографии, работающие в специальных нишах, есть другие, которые за многолетнюю историю наработали сотни постоянных и лояльных клиентов. Но печатных мощностей в Москве сегодня очень много, и конкурировать новым и растущим типографиям на «общем» рынке приходится за счет снижения цен. К сожалению, об этом говорят все, но есть другая мысль. Сегодня уже нельзя просто продавать услуги по полиграфии, как это было еще два года назад. Найти десять стабильных заказчиков и работать только с ними, или разместить типографию в проходном месте и жить за счет разовых заказов.

Нельзя организовать все таким образом, чтобы менеджеры по продажам просто ждали бы звонков, проводя время в курилке, а владелец типографии раз в месяц заезжал, чтобы спросить «как дела» и взять денег на карманные расходы. Вернее, это возможно, но либо ненадолго, либо деньги на карманные расходы будут получаться не каждый месяц. А может статься так, что в некоторые месяца придется еще и докладывать.

Прошли те времена, когда можно было печатать по такой цене, что, какими бы ни были расходы, прибыль все равно будет нормальной. Пришла пора точно считать затраты на производство конкретного продукта. Может оказаться, что определенные работы можно печатать еще и дешевле при сохранении нормальной прибыльности. А другие по установившейся на рынке цене брать просто нельзя. Потому что их придется делать в минус.

Такая ситуация, когда конкуренция существенно возрастает, сложилась уже не только в Москве и СПб. К ним присоединяются другие города. Екатеринбург, например.

Устанавливаются новые и неновые печатные машины, мощности растут, количество заказчиков - тоже, но этих новых заказчиков на всех не хватает и их же еще где-то надо найти. Для этого необходимо начинать заниматься маркетингом, по крайней мере, стоит задуматься о том, откуда берутся клиенты и почему уходят. Рынок серьезно меняется, и, если сейчас об этом не задуматься, через год может оказаться совсем поздно.

Мы уже не раз писали - типографии зажаты в тисках выпускников MBA. C одной стороны поставщики материалов и оборудования, а с другой - заказчики из отделов маркетинга крупных компаний. По мнению многих, мы постепенно идем к западному полиграфическому рынку, к западной организации труда и к западной конкуренции. Когда типографии работают с максимальной маржой 7–8% и считают, что это хорошо. Но это некоторый штамп, которым производители оборудования «конгревят» головы потенциальных покупателей.

Понятно, что типография типографии рознь. Но представьте себе маленькое региональное предприятие с парой Ромайоров и месячным оборотом в 1 тыс. долл. Если оно будет работать с маржой 8%, то его владелец будет зарабатывать ежемесячно целых 80 долл. Нельзя всех чесать под одну гребенку. Небольшие предприятия, работающие на рынке рекламно-коммерческой продукции, должны иметь совершенно другую прибыльность. Крупные типографии у нас пока тоже работают с хорошей маржой. Вопрос: надолго ли? Причем, интересно, что объемы производства средней и даже большой типографий в этом году месяц от месяца существенно меняются.

ПОСТАВЩИКИ МАШИН

В предыдущем номере ГАРТ мы уже философствовали о том, как сегодня в России типографии выбирают печатные машины. Это очень похоже на покупку автомобилей. Причем, с появлением нормальной возможности приобретения оборудования в кредит или в лизинг люди сильно изменяются. Одни начинают думать о новых машинах, другие наоборот - о неновых, но сразу об очень больших. Планов у типографий громадье, но, несмотря на рост объемов их производства, реальные продажи печатного оборудования в этом году, видимо, существенно сократились. И теперь по крайней мере некоторые поставщики нормальных листовых печатных машин решают непростые проблемы выполнения планов и квот.

Ситуация точно также изменилась, как изменился и рынок производства печатной продукции. Москва с ее перенасыщенностью, видимо, уже не так интересна поставщикам и потенциальным инвесторам. Значительно больший приоритет имеет сегодня СПб и другие крупные города.

Надо что-то делать. Можно менеджера по продажам, замеченного два раза за день в курилке, наказывать по строгим законам сегодняшнего неясного времени. Можно всех «бросить» в регионы, но это очень большие расходы. Значит, нужно создавать филиалы на местах, а это расходы еще более высокие.

Поставщики сегодня стоят перед таким же выбором, как и типографии. Безумные времена середины 90-х, когда, продав одну малоформатную печатную машину, хозяин компании мог заработать на новый автомобиль - прошли. А какой в те времена был бизнес у хороших типографий... Сегодня цены упали в несколько раз, а число потенциальных клиентов в соответствующей пропорции не выросло.

Поставщики, видимо, первые поняли, что необходимо от некоторого расслабленного режима работы и финансовой анархии в компании переходить на планы, отчеты и контроль выполнения поставленных задач. Электронная почта, Excel и мозги. Еще менеджеры высшего звена должны получить MBA. Для многих это просто процедура прочищения мозгов, для других - нормальное образование, которого у них до того не было. Плюс еще английский, которым многие менеджеры владеют в рамках программы средней школы, законченной лет двадцать назад.

Типографиям, возможно, проще. Но, как уже и было сказано, пока проще. Если из двадцати поставщиков оборудования на российском рынке пять нормальных договорятся, то они смогут существенно упростить себе жизнь. А вот тысяча российских типографий или 200–300 московских договориться никогда не смогут. Учредители МПС сэтим мнением не согласятся, но года через два - посмотрим.

Интересно, чем все это закончится. На самом деле, доли продаж разных производителей печатных машин на нашем рынке, существенно изменяются год от года. Сегодня идет процесс смены руководства некоторых поставщиков. Не менее серьезная тусовка происходит и на рынке расходных материалов. Все начали считать деньги, заработанные конкретной компанией. Они являются главным критерием оценки работы. Деньги, деньги и еще раз деньги. Какой смысл нормальным капиталистам судить о результатах по другим критериям?
 

КРАСОЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Большая тусовка у мировых производителей красок продолжается. Все ведущие производители объявили о повышении цен на краски в связи с удорожанием компонент. Самой свежей новостью стало то, что Huber Group приобрела контрольный пакет акций крупнейшего индийского производителя печатных красок - компании Micro Inks.

Группа Huber и так входила в число крупнейших производителей печатных красок, а с покупкой Micro Inks ее оборот предположительно составит 900 млн долл. Компания Micro Inks имеет очень современный завод в Индии. Кроме того, в составе компании производство пигментов и других компонентов печатных красок.

Исторически для Micro Inks основными рынками был азиатский и американский. В составе группы Huber около 200 представительств и офисов продаж по всему миру. На российском рынке краски Huber продает представительство Hostmann-Steinberg. У Micro Inks также есть собственное представительство в Москве. По оценкам ГАРТ, в 2004 г. краскам Huber принадлежало 6% российского рынка, а Micro Inks - 3%.

Еще одной новостью стало то, что завершилась сделка по приобретению крупнейшего производителя металлизированных пигментов и красок - немецкой фирмы Eckart - группой Altana Chemie. В общем-то событие не столь грандиозное, но очень интересной оказалась цена, которую заплатила Altana - 605 млн. евро. Это почти в два раза превышает годовой оборот Eckart. Видимо, бизнес последней был очень хорошим.

Завершена и сделка по приобретению второго по величине мирового производителя печатных красок - фирмы Flint Ink компанией XSYS. Идет процесс слияния. Руководство объединенной компании и представитель инвестиционной компании CVC Capital Partners в одном из интервью рассказали историю этой крупнейшей сделки. Выяснилось много интересных подробностей. Оказалось, что перед руководством стояла задача сделать XSYS игроком номер два на рынке печатных красок. По плану компания должна была сначала приобрести еще одного европейского производителя красок, а потом уже фирму Flint Ink. «По некоторым причинам Flint Ink стал первым», - сказал П. Койвула, являвшийся руководителем XSYS и занимающий теперь пост вице-председателя совета директоров объединенной компании. Это может означать то, что Flint Ink - не последнее приобретение объединенной компании. Интересно, кто следующий?














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства