НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Виктор
САМОЛОВОВ
XSYS Print Solutions
Руководитель
представительства

ГАРТ: Виктор, Вы еще несколько лет назад в интервью нашему изданию предположили, что на рынке печатных красок грядут большие изменения. Но масштаб сегодняшних перемен превзошел все наши ожидания.

В. С.: Да, я говорил о том, что рынок печатных красок будет меняться, но я далек от мысли, что обладаю даром предвидения. На самом деле все достаточно прозаично и очевидно. Наша индустрия была очень фрагментарна и поэтому была в невыгодном положении по сравнению как с давно окрепшими химическими компаниями - нашими поставщиками, так и с укрупняющимися международными группами - нашими заказчиками. Вот она - глобализация, как бы мы к ней не относились. Очевидно, что 2005 г. запомнится как «год перемен» для нашей индустрии, если принять во внимание уже свершившиеся события и только что анонсированные.

ГАРТ: Поговорим о переменах в Вашей компании. Не успели все успокоиться после длинной истории Akzo Nobel Inks, ANI, ANI+BASF, XSYS, как стало известно о том, что инвестиционная компания CVC Capital Partners приобрела еще и Flint Ink. Видимо, грядет очередная большая реорганизация?

В. С.: Не думаю, что слово «реорганизация» здесь уместно. Правильнее говорить об интеграции, целью которой будет создание единой, «монолитной» компании, своего рода «сплава» достоинств всех участников. Можно предположить, что этот процесс будет объективно сложнее уже пережитой нами (ANI+BASF) трансформации, просто даже в силу масштаба. Дополнительным отличием является отчасти более разнящиеся бизнес-культуры - американская и европейская - участвующих сейчас сторон. Но я не думаю, что это будет непреодолимым препятствием, тем более что людям свойственно преувеличивать собственные достоинства и не замечать достоинства других. Я считаю, что у обеих сторон будет чему поучить и чему поучиться.

Говоря же собственно об интеграции, реально начавшейся с первых чисел октября, то пока лишь становятся известны самые общие черты новой компании, ее структура на самом верхнем эшелоне. Руководству компании предстоит воплотить замысел акционеров и построить глубоко интегрированную и вместе с тем хорошо управляемую и эффективную компанию.

ГАРТ: Какие шаги, Вы полагаете, предпримет руководство объединенной компании в этом направлении?

В. С.: Я думаю, что компания сохранит свою дивизиональную, «модульную» структуру. Можно ожидать даже еще большей самостоятельности, «независимости» дивизионов. Со стратегической точки зрения это наиболее гибкая форма, когда легко как докупить и усилить один из дивизионов, так и наоборот - его выделить и продать. Так, например, не секрет, что один из небольших «модулей» - краски для печати по металлу - уже продан.

Но, как известно, нет предела совершенству, и в уже существующей структуре возможны трансформации, направленные на достижение большей управляемости и эффективности. В частности, раньше краски для газетной и журнальной печати у XSYS были объединены в один дивизион - Publication inks. Теперь они станут двумя разными направлениями. И тому есть логичные объяснения, из которых я упомяну лишь два - масштаб и фокус. Если у XSYS явно доминирующими были газетные краски, то у новой группы появятся два равновеликих бизнеса, управлять которыми совместно неэффективно как раз из-за больших размеров и потери фокуса.

Будет идти оптимизация производственных мощностей. Причем, останутся крупные заводы, специализирующиеся на определенных видах красок.

ГАРТ: Нет сомнения, что новая компания займет достойное место в мировом рейтинге производителей красок. Тем более кажется странной та цена, которую заплатила компания CVC за Flint Ink.

В. С.: Мне сложно комментировать то, что мне лично доподлинно неизвестно. Но, если рассуждать несколько отвлеченно, в этом и заключается успех любой инвестиционной компании: найти и приобрести активы за условно небольшие деньги, объединить их, оптимизировать управление и производство, работать, демонстрируя хорошие финансовые результаты, и потом продать получившийся бизнес по существенно более высокой цене.

ГАРТ: Но объединенная компания, включающая в себя ANI Printing Inks, BASF Printing Systems и Flint Ink (в алфавитном порядке), будет иметь оборот, превышающий 2 млрд долл. Продать ее, на наш взгляд, уже некому. Или кто-то ее сможет приобрести?

В. С.: Я не берусь судить о том, может ли какая-нибудь компания купить объединенного производителя красок. Но можно не продавать ее, а сделать компанию публичной, разместив акции на бирже. Это тоже продажа, которая принесет акционерам CVC дивиденды.

ГАРТ: Учитывая, что объединенная компания получилась действительно глобальной, хотелось бы поговорить о ключевых для нее рынках: американском и европейском. Позиции Flint Ink в Европе были ведь не так сильны?

В. С.: Оперируя языком цифр, трудно спорить, что Flint Inks имела существенно большую долю собственных продаж на американском континенте, чем на европейском. Но вместе с тем будет неправильно и обобщение, прозвучавшее в Вашем вопросе, который, кстати, не совсем корректен. Говоря о Европе, правильнее использовать Flint-Schmidt, чем Flint Inks. Что же до позиций, то их необходимо оценивать отдельно по каждому сегменту печатных красок. В некоторых из них, например, красках для рулонной журнальной печати с сушкой (heatset) и глубокой печати, у Flint-Schmidt весьма существенная доля на европейском рынке, которая в два раза превышает долю XSYS. По краскам для газетной печати доли были приблизительно равны, то есть одинаково сильны. Но есть и сегменты, например, краски для листового офсета, где XSYS существенно опережал Flint-Schmidt. Так что ситуация не совсем однозначная.

ГАРТ: Но в России-то позиции Flint-Schmidt совсем слабые. По крайней мере так говорит таможенная статистика.

В. С.: Во-первых, наверное, все же не стоит полностью доверять таможенной статистике. А во-вторых, будет справедливее использовать тот же подход, что и при ответе на предыдущий вопрос. Все зависит от сегмента, или, в нашей терминологии, дивизиона. При таком подходе есть более и менее успешные дивизионы. Лидером являются журнальные краски. Но если же сравнивать по общему объему продаж в России XSYS и Flint-Schmidt, то первый был действительно существенно более успешен. Можно долго рассуждать, почему так получилось. Почему сравнительно небольшой производитель красок ANI, ставший впоследствии основной платформой для XSYS в России после объединения, имел у нас в стране очень большую долю рынка? Ответ очевиден, но это уже история.

ГАРТ: Означает ли это, что российский бизнес объединенной компании ждут перемены?

В. С.: Вы бы не поверили, если бы я сказал нет. На самом деле, основная перемена уже произошла - объединенная компания имеет свой офис в стране, где она по многим направлениям лидер рынка. Первостепенной нашей задачей на интеграционный период будет сохранить имеющийся бизнес, поэтому вопрос о переменах, каких именно, насколько глубоких и как скоро реализованных, будет подчиняться изначально этой цели. Естественно, что нашей стратегической целью является развитие бизнеса и усиление нашего присутствия во всех важных для нас сегментах российского рынка.

ГАРТ: Отчасти Вам, наверное, повезло, что объединение происходит на фоне других существенных изменений на мировом и российском рынках печатных красок?

В. С.: Честно говоря, да. Все основные игроки нашей индустрии проходят (или вот-вот будут проходить) период перемен, вызванных теми или иными причинами. Это, можно сказать, удачное стечение обстоятельств, которым мы в принципе неплохо воспользовались и укрепили наши позиции в некоторых сегментах. Но, увы, есть и повод для беспокойства тоже.

ГАРТ: А как насчет озвученных в свое время г-ном Питером Койвула планов по созданию производства красок в России?

В. С.: Россия для объединенной компании стратегически является одним из приоритетных рынков. Он по-прежнему растущий, с большим потенциалом. Мы занимаем существенную его долю, которая растет. Одним из возможных путей увеличения объемов продаж является локализация производства определенных продуктов. Я полагаю, что когда завершится процесс объединения компаний, этот вопрос окажется одним из первых на повестке дня.

ГАРТ: Есть ли какие-нибудь свежие новости об имени объединенной компании?

В. С.: На самом деле появилась определенность лишь с названием основной холдинговой структуры - это Flint Group. Что же касается названий компаний/подразделений, входящих в холдинг, то здесь новостей пока нет, и публичное их анонсирование будет отложено, скорее всего, до выставки IPEX в апреле следующего года. Но на оперативном уровне это ничего не меняет.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства