НОМЕР 8 АВГУСТ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














СТЕРЕОТИПЫ II

Напомним, что главный редактор ГАРТ побывал в июле в Японии. Компания «Апостроф-Принт» организовала визит на заводы своих партнеров - японских фирм Horizon, Ryobi и Screen.

ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА

Мне неизвестно, кто создал в России такой имидж японской промышленности. Что там мол все с колес на конвейер и каждый час готовая продукция отгружается потребителю. Кто-то постарался, видимо, из политических обозревателей тех времен, когда о грядущей перестройке еще никто не знал. На самом деле, в Японии совершенно нормальные и разные производства оборудования, которые так же сильно отличаются друг от друга, как и типографии, в которых мы тоже побывали во время пребывания в этой стране. Есть, конечно, некоторая специфика, причем, у каждого - своя. Но об этом ниже.

Теоретически, любое поточное производство всегда входит в противоречие с собственной системой продаж. Ведь продавцам необходимы готовые к отгрузке товары, а производству четкий план. За исключением, может быть, автомобильного, когда в бизнесе крутятся очень большие деньги, и можно в этом месяце при общем объеме производства в 600 тыс. автомобилей перепроизвести 5–10 тыс. машин определенной модели и комплектации. Это, конечно, лишние затраты на комплектующие и пр., но в следующем месяце дилеры их все равно продадут. Поэтому не так страшно.

В производстве полиграфического оборудования так не получается. Не так уж и много нужно, скажем, печатных машин. А конкретному клиенту требуется именно та, которую он хочет приобрести. У поставщиков, конечно, появляются иногда взявшиеся из ниоткуда машины, которые можно купить по хорошей цене, но это случай, когда начали уже собирать конфигурацию под определенного клиента, а он от нее отказался. Ну не нужны ему красные кожанные сиденья в зеленом кабриолете. Нужны синие. И жене подруга сказала, что кабриолет должен быть не немецкий, а японский (нет, она, видимо, что-то перепутала. Японских кабриолетов практически не бывает, но все равно).

Если в автомобильном производстве в масштабах очень большого общего объема одна, даже самая навороченная «отказная» машина практически никакой роли не играет, то в полиграфическом она может стать проблемой для производителя. Но, как и с автомобилем, так и с печатной машиной, их проще все-таки, видимо, собрать и продать, чем перекрасить автомобиль и/или поменять обивку салона. Никакой производитель, наверное, не будет разбирать четырехкрасочную печатную машину и делать из нее две двухкрасочных: потребуется много времени и денег.

Короче, все сложно, и никакая «японская система» не поможет. Сегодня производитель полиграфического оборудования должен быть гибким и иметь эффективную систему производства машин. Возможно, японским компаниям проще адаптироваться к нынешним жестким условиям конкуренции на рынке полиграфического оборудования.

Маршрут японского путешествия был очень длинным. Начинался и заканчивался он в местном метро, но после нескольких пересадок делегация оказывалась в скоростном поезде. Шинганза он называется. Мы намотали, видимо, пару тысяч километров по Японии. Начали с того, что прилетев в Токио переехали в Киото.

SCREEN

В Киото мы посетили одно из сборочных производств систем СТР фирмы Screen. Если честно, то такого никто не ожидал. Оказывается, производитель систем СТР, который делал цветоделители-цветокорректоры самого высокого уровня, - компания Screen сама ничего не делает. Она организует аутсорсинг в самом «полном» его виде. Специалисты Screen разрабатывают проект очередной системы СТР, а всем остальным занимаются субподрядчики. Они не только делают станины, барабаны и всю электронную начинку. Еще доставляют все компоненты на завод Screen и присылают своих специалистов, которые занимаются затем сборкой и регулировкой устройств. Вот такая демонстрация преимуществ ноу-хау перед наличием больших производственных мощностей.

На заводе Screen, а все-таки это завод с достаточно большими производственными площадями, собираются термальные системы СТР PlateRite, которые продаются в некоторых странах под маркой FujiFilm (Россия в число этих стран не входит). Вообще, там оказалось много разных интересных вещей, включая барабанные сканеры очень похожие на Heidelbеrg Tango. В ответ на все наши вопросы японцы только улыбались, но конкретных объяснений не давали.

Screen мне всегда представлялся одним из самых, если можно так сказать, своеобразных производителей оборудования. Визит на завод лишний раз это подтвердил. Сила этой компании - в инженерной разработке технологических решений. Из недавних в качестве примера можно привести использование GLV-матриц в экспонирующей головке термальных систем СТР (они стали их использовать в 2002 г.) и оригинальную технологию комбинированного растрирования Specta.

ТАК СИСТЕМА ВЫГЛЯДИТ
БЕЗ ОДЕЖДЫ И КОСМЕТИКИ

ИХ СОБИРАЕТСЯ ОЧЕНЬ МНОГО

Кстати, объем продаж корпорации Dainippon Screen превышает 2,5 млрд долл. Она занимается производством оборудования для индустрии полупроводниковых приборов и LCD-панелей. Доля бизнеса по производству допечатного оборудования составляет всего 20%. Объем продаж систем СТР год от года растет, а доля фотовыводных устройств и сканеров постоянно сокращается. Тем не менее, они продаются, в основном, видимо, в странах Юго-Восточной Азии.

RYOBI

Изменим хронологический порядок и расскажем сначала о последнем посещенном нами заводе. Вернее, это не один завод, а четыре производства, которые находятся в окрестностях города Фукуяма. Надо сразу сказать, что полиграфическое оборудование для Ryobi так же, как и для Screen, - бизнес не основной. Ryobi - один из крупнейших мировых производителей деталей из алюминия способом литья под давлением. Основные заказчики - производители автомобилей: многие крупнейшие автогиганты предпочитают заказывать детали в Ryobi на заводах, которые работают в разных странах мира. Это не просто большое производство с мощными машинами, а еще и огромный отдел проектирования, который разрабатывает дизайн деталей и элементов.

ТАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ НОВЫЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОРПУС

Из почти 1,5 млрд долл. оборота Ryobi на производство деталей из алюминия приходится почти 70%. На производство офсетных печатных машин - всего 17,5%.

Нас познакомили с производством, которое занимается алюминиевым литьем, а потом мы поехали уже на производства печатных машин. Их три. В отличие от фирмы Screen, сборка печатных машин осуществляется специалистами Ryobi. Кроме того, на одном из заводов есть производство, оборудованное большими автоматизированными обрабатывающими центрами, на котором делаются цилиндры и элементы станин печатных машин. Все остальные детали производятся на стороне.

ЭТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЭКСПОНИРОВАНИЕ

Несмотря на то, что малоформатные печатные машины с подачей бумаги по узкой стороне становятся все менее популярным, мы видели десятки собираемых машин различной красочности. Надо сказать, что они продаются не только фирмой Ryobi, но и компанией ABDick.

Также много собирается и офсетных печатных машин с непосредственным экспонированием пластин. Они продаются еще и под марками KBA и Kodak. Показали нам и завод, где делают малоформатные машины серии 520.

МАШИНЫ БЫВАЮТ «ПУСТЫЕ» И «ДЛИННЫЕ»

ЗДЕСЬ СОБИРАЮТ ПОЛУФОРМАТНЫЕ RYOBI

На основном производстве собирают машины серий 680 и 750. По словам представителей Ryobi, спрос на эти модели в последние годы существенно вырос и перспективы рынка достаточно хорошие. Видимо, это на самом деле так, потому что свободного места в сборочном цехе практически не было. Он весь был заставлен собираемыми машинами самых разных конфигураций. Были и недорогие, «пустые», но достаточно много заказывается машин с красочностью больше четырех, секцией лакирования и другими опциями.

Показали нам в работе и новинку - Ryobi 924. Машина формата А1 предназначена в первую очередь для Китая и других рынков Юго-Восточной Азии, для которых это традиционный формат печати.

Объемы производства растут, и в планах Ryobi - строительство рядом с основным цехом еще одного корпуса площадью 10 тыс. м2. Он вступит в строй в мае 2006 г.

HORIZON

Возможно, знатоки английского языка удивятся, но ударение в названии этой компании делается на первом слоге. Просто ее основал человек с японской фамилией Хо’ри. Президентом ее сегодня является сын основателя - Хо’ри-сан. Но эта фирма удивила совсем не ударением в названии. Она, как и Screen, тоже находится в Киото, но производит все сама. Большой завод. Экскурсия по нему заняла несколько часов. Создалось впечатление, что из металлопроката, литых заготовок, дискретных элементов электронных схем, фольгированного материала для печатных и разных пневматических штучек, которые Horizon закупает, на выходе получается самое разнообразное послепечатное оборудование. Это, конечно, не так. Еще нужны всякие гаечки, винтики, провода, разъемы, стяжки и многое другое, что делают другие производители.

СНАЧАЛА ОТ КУСКА МЕТАЛЛА
ОТРЕЗАЕТСЯ ВСЕ НЕНУЖНОЕ

Все начинается с автоматизированных складов исходных материалов, продолжается большим цехом с многочисленными металлообрабатывающими центрами и мощной установкой для плазменной резки металлов. Автоматические прессы для высечки и гибки, роботы для сварки, цех покраски... На другом конце - программисты, производство печатных плат, автоматы для пайки и производство жгутов. Готовые компоненты оборудования встречаются на роботизированном складе комплектующих, с которого перемещаются в сборочные цеха. Все это очень впечатляет. Чтобы еще больше сократить зависимость от аутсорсинга, на заводе Horizon есть даже своя типография с четырехкрасочной полуформатной печатной машиной Ryobi 754, системой СТР Screen и черно-белой цифровой машиной. Вот так!

СБОРКА ФАЛЬЦЕВАЛЬНЫХ МАШИН.
ЯБЛОКУ УПАСТЬ НЕГДЕ

Объем производства растет, строятся новые цеха. Horizon сегодня - один из лидеров на рынке послепечатного оборудования. Пока не Muller Martini и не Ferag, которые делают системы послепечатной обработки для типографий, оснащенных рулонными машинами. Но только пока. Потенциал этой компании очень высок, а лидерство ей обеспечивает то, что эта фирма сделала ставку на максимальную автоматизацию оборудования и это помогло ей создать решения с поддержкой формата JDF.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">
















































































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства