НОМЕР 5 МАЙ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














«ФИНСКИЙ СИНДРОМ»

В середине мая стало известно, что финские производители бумаги временно закрыли свои фабрики. Произошло это из-за стихийных забастовок, которые, по мнению финской Федерации лесной промышленности (Forest Industries Federation), могут привести к неконтролируемому качеству производимой бумаги, выходу из строя оборудования и загрязнению окружающей среды. Рабочие протестуют против отмены нескольких выходных дней, в которые они традиционно не работали: Рождество и Midsummer Night's Eve - католический аналог Ивана Купалы, который отмечается в 20-х числах июня. Надо сказать, что производство бумаги - процесс, требующий высокой стабильности. Чтобы запустить линию после остановки и выйти на необходимый уровень качества бумаги, требуется от 8 до 24 часов. Это очень большие потери. А объем производства финских бумажных фабрик составляет 40 млн евро в день!

Профсоюз работников бумажной промышленности также возражает против намерения руководства концернов прибегнуть к услугам сторонних организаций для сокращения затрат на отдельных этапах производства. Такой шаг приведет к сокращению части 24-тысячной армии работников финского ЦБК.

Сначала предполагалось, что фабрики будут закрыты только две недели, с 18 мая по 1 июня, но 27 мая представители финской Федерации лесной промышленности (ФФЛП) пообещали продлить его еще на две недели (до 15 июня), а если соглашение с профсоюзом не будет достигнуто, то и еще на две недели. Президент ФФЛП говорит, что представители профсоюза не имеют единых требований к работодателям, а пока эти требования не будут сформулированы, договориться, видимо, не удастся.

Рабочие не получают зарплату, бумага не продается, стоимость акций падает, но руководство концернов и федерации полны решимости продолжить локаут. Правительство Финляндии уже заявило о том, что в связи со сложившейся ситуацией придется уменьшить прогнозируемый рост ВВП в этом году. Прямо какая-то революционная ситуация: верхи, низы...

КРУГИ НА ВОДЕ

Казалось бы, нам-то что беспокоиться? Ведь усилиями всех финских производителей бумаги можно удовлетворить нашу годовую потребность в бумаге всего за 10 рабочих дней. Но финская бумажная промышленность обеспечивает бумагой не только Россию, но и всю Европу. Каждый десятый финский работник занят в производстве различной продукции из древесины. Сама Финляндия является самой «заросшей лесами» страной в Европе. Это крупнейший европейский экспортер бумаги, уступающий только Канаде. А население Финляндии соответствует приблизительно населению Москвы.

На самом деле, Финляндия находится всего лишь на шестом месте среди стран, производящих бумагу. Но нас-то это не сильно волнует. Главное, что основной объем мелованных бумаг и картонов наша страна импортирует из Финляндии. И если фабрики не работают - бумаги не будет. Причем во всех крупных европейских странах есть собственные производства мелованной бумаги, а в России - нет.

Российский импорт складывается из двух частей: бумагу и картон в нашу страну ввозят бумажные оптовики, а также крупнейшие полиграфические производства, работающие с производителями бумаги напрямую. Оптовикам, видимо, проще - у них на складах обычно есть месячный запас бумаги. Журнальным типографиям и крупным производителям упаковки сложнее - о форс-мажоре никто не задумывается, поэтому все ограничиваются двухнедельным запасом.

О сложившейся ситуации мы поговорили с крупнейшими российскими типографиями, издательствами и бумажными оптовиками. По словам С. Власова, исполнительного директора типографии «Алмаз-Пресс», проблема очень большая. У этой типографии, которая печатает львиную долю журнальной продукции, производимой в России, на складе как раз только двухнедельный запас бумаги. И он скоро иссякнет, причем «нефинские» европейские производители бумаги не спешат принять нового клиента - у них тоже загрузка выросла. А для того, чтобы перейти на «неевропейских» производителей бумаги, российской типографии потребуется несколько месяцев.

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ОБЪЕМАМ ПРОИЗВОДСТВА
БУМАГИ И КАРТОНА (2003 г., млн т)

Представьте себе, что в зависимости от того, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, концернам во втором полугодии придется компенсировать 1/24, 1/12 или даже большую долю годового объема производства. А если верить представителям производителей, загрузка 90% - норма для европейских бумажных производств. В общем, дефицит мелованной бумаги все равно возникнет. В результате обязательно вырастут цены.

Кстати, интересное мнение о сложившейся ситуации высказал К. Усов из компании «Берег». Он считает, что производители бумаги намеренно создали такую ситуацию именно для того, чтобы повысить цены. Интересная мысль, которую представители производителей активно отвергают! Вот только оптовики и типографии все больше склоняются именно к ней. Согласитесь, отмена двух выходных - смешной повод для такой масштабной забастовки.

Конфликт, конечно, скоро разрешится. Фабрики начнут производство и поторопятся удовлетворить потребности крупных потребителей в Европе и самой Финляндии. На нас бумаги может не хватить. Вот такой может возникнуть локаут в российской полиграфии. Причем без всякого участия правительства, таможенных или иных органов. Хорошо, если просто вырастет цена мелованной бумаги, а то ведь могут и журналы перестать выходить...

НАШ ФИНСКИЙ ПРОФСОЮЗ

Не успели мы свыкнуться с мыслью, что бумага в Финляндии не производится, как поступила информация о том, что забастовали финские... таможенники. Причем, забастовали именно на финско-российской границе - по их мнению, это заставит правительство страны быстрее решить проблему повышения их зарплаты. На что правительство Финляндии заявляет, что оно может быть и было готово рассмотреть требования бастующих, но они пока конкретных требований не выдвинули.

Теперь безмятежные издатели, которые печатали свои издания в Финляндии, внезапно столкнулись с большой проблемой. Как же теперь все еженедельники: «7 дней», «Итоги», «Коммерсант» и «Эксперт» попадут в Россию? Хотя можно, конечно, найти обходные маршруты, например, использовать паромы, но пока они доплывут...

Представитель одного издательства сказал, что они даже подумывают начать печатать свой общеэкономический еженедельный журнал в России. Вот он, звездный час наших типографий! Можно уже начинать возить бастующим финнам горячую еду и холодную водку. Они ведь просто способствуют подъему нашей полиграфии. Правда, постойте. А на какой бумаге наши типографии будут печатать эти журналы? На той, которую не производят бастующие финские фабрики? А если они ее и начнут производить, то грузы не пропустят те же самые финские таможенники. Нет, идея насчет водки была несколько преждевременной. Пока рано. Надо там сначала создать правильный профсоюз, который займется развитием российской полиграфии и четко сформулирует необходимые нам требования.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Глобализация продолжается: издательства выходят на новые рынки, типографии идут за ними, но в нашу страну международные печатники журналов пока не пришли. Серьезный издательский бизнес - вещь непростая. Только единицы российских издательств могут конкурировать с уже давно обосновавшимися у нас западными издателями.

РОССИЙСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ
ИЗДАНИЯ, ПЕЧАТАВШИЕСЯ
ЗА РУБЕЖОМ В 2004 г.
(общий объем импорта 98 тыс. т)

Хотя российский журнальный рынок все же претерпевает серьезные изменения, таможенная статистика - хороший индикатор всего происходящего. Если еще два–три года назад рынок строго делился на две части: глянцевые журналы (прибыль за счет рекламы) и остальные (прибыль от продаж), то сегодня все перемешалось. Остаются, конечно, толстые женские и чуть потоньше мужские журналы, которые печатаются тиражами намного меньше заявленных, есть и недорогие издания, которые продаются миллионными тиражами. Но появилось и что-то среднее. Например, новый женский глянцевый журнал в миниформате, реальный тираж которого в 1,5 раза превышает заявленный. Представьте, вместо заявленных 450 тыс. в Россию было ввезено 730 тыс. экз. одного из номеров. Вроде бы нелогично. Предоставьте рекламодателям документы о реальном тираже и получите дополнительные дивиденды... Но у серьезных издателей, видимо, логика своя.

ДИНАМИКА ИМПОРТА В РОССИЮ
ЖУРНАЛЬНОЙ И ГАЗЕТНОЙ ПЕЧАТНОЙ
ПРОДУКЦИИ, А ТАКЖЕ РУЛОННОЙ ЛЕГКОМЕЛОВАННОЙ БУМАГИ (тыс. т)

ЖУРНАЛЫ ГАЗЕТЫ
   
РУЛОННАЯ БУМАГА БУМАГА+ЖУРНАЛЫ

Рекламодатели же ориентируются только на рейтинги изданий, предоставляемые компаниями, специализирующимися на исследованиях рынка. Фактические тиражи их, по всей видимости, не интересуют. Насчет объективности этих самых рейтингов тоже можно поспорить. Нам кажется, что даже самый интересный мужской журнал не может при реальном тираже чуть больше 100 тыс. экз. иметь читательскую аудиторию более 800 тыс. человек. Если только библиотека каждой воинской части не приобретает по экземпляру...

Тем не менее, реальные тиражи увеличились, появились и новые журналы, которые печатаются за рубежом. Рынок развивается, и пик его развития, видимо, пока еще не наступил.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства