НОМЕР 5 МАЙ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Арнд-Фолькер
ЛИСТЕВНИК

ИД «Бурда»
Генеральный директор

ГАРТ: Господин Листевник, мы уже брали у Вас интервью три года назад. За прошедшее время ситуация на российском журнальном рынке изменилась?

А. Л.: Да, изменилась. Но мы по-прежнему специализируемся на массовых изданиях средней ценовой категории тиражами от нескольких сотен тысяч экземпляров до миллиона и больше. Основная прибыль - от их распространения. Издаем и глянцевые журналы, например, Playboy и Mini, которые живут за счет рекламы.

За прошедшие три года на рынке появилось много новых проектов в сегменте недорогих изданий и много дорогих глянцевых журналов. Я считаю, что только единицы смогут выжить и стать прибыльными.

ГАРТ: По нашим оценкам, объем журнального рынка, если измерять его в тоннах, вырос в 2004 г. по сравнению с 2002 г. почти в два раза.

А. Л.: Тоннаж и реальное число изданий - вещи совершенно разные. Есть толстые журналы на плотной бумаге, с тиражами в несколько тысяч. И сравнивать их с тиражами наших изданий в несколько сотен тысяч бессмысленно.

Для издателей важнее другой показатель. По нашим же оценкам, за три года количество журналов, представленных в «большом российском журнальном киоске» увеличилось вдвое - с 800 до 1600.

ГАРТ: То есть мы постепенно приближаемся к Германии, где это число составляет 3 тыс.?

А. Л.: Приближаемся, но разница-то пока большая. Достичь такой же цифры не так просто. С точки зрения типографий, журналов очень много, с точки зрения распространителей - тоже. Много журналов и мало киосков. Такова сегодняшняя ситуация в России.

ГАРТ: Издательский рынок тоже меняется, в Россию приходят крупнейшие европейские издатели. Самая нашумевшая новость - приобретение Independent Media финской компанией Sanoma Magazines...

А. Л.: Да, приходят новые игроки. Это нормальное развитие рынка.

ГАРТ: Но теперь Independent Media становится основным конкурентом вашего издательского дома?

А. Л.: Конкуренция имеет место на уровне отдельных продуктов, а не издательских групп. Пока Sanoma Magazines не издает журналы в России, которые находились бы в нашем сегменте. Если мы и конкурируем с Sanoma Magazines, то лишь в некоторых восточно-европейских странах. Возможно, через некоторое время будем конкурировать и в России, но пока еще об этом говорить рано.

ГАРТ: Европейские менеджеры Sanoma Magazines планируют выводить на рынок 10–12 новых изданий в год, причем это, скорее всего, будут еженедельные женские издания. А именно на них и специализируется ИД«Бурда».

А. Л.: Я не верю, что одно издательство может за год вывести на рынок 10 журналов. Открою один секрет. В России большой дефицит редакторов, которые понимают, о чем идет разговор, а без них новый проект запустить нельзя.

ГАРТ: Интересно, а у вас есть планы по развитию?

А. Л.: Мы думаем заняться изданием дорогих журналов в сегменте Hi-End.

ГАРТ: Система распространения изданий остается одной из главных проблем в России?

А. Л.: Да, причем за прошедшие три года ситуация только ухудшилась. Мы со своей стороны делаем все, что необходимо: уделяем очень много внимания развитию своей системы логистики. Но это не помогает - влиять на распространение в России практически невозможно.

ГАРТ: После запрета на продажу прессы в метро объем реализации ваших изданий сильно упал?

А. Л.: Нет, не сильно, но потребовалось время, чтобы журналы появились в торговых точках, где они раньше не продавались. В условиях отлаженной системы распространения мы бы просто перераспределили тираж по другим киоскам. В российских же условиях все происходит по-другому. Особенно это отразилось на издателях ежемесячных журналов. На исправление ситуации могло уйти до полугода.

ГАРТ: Как распределяются продажи ваших журналов между Москвой и остальной Россией?

А. Л.: У нас в среднем 40% тиража приходится на Москву, Подмосковье и СПб.

ГАРТ: Видимо, это очень хороший показатель. По глянцевым журналам ситуация аналогичная?

А. Л.: Несколько иная, но в регионах тоже много продается. Мы предлагаем свои издания распространителям «в пакете».

ГАРТ: Основной объем ваших журналов печатается за границей. С теми, которые печатаются глубокой печатью - все понятно, но в России уже достаточно большие мощности для производства журналов офсетной печатью. Они пока еще не конкурентоспособны по цене?

А. Л.: Я бы сказал, что есть и объективные, и субъективные причины, почему мы печатаем большинство наших изданий за границей. Самая простая из них - стоимость производства журналов. В России пока еще очень дорого. Я полагаю из-за того, что журнальные типографии в последнее время приобретали очень много оборудования, причем нового. Что делает их накладные расходы слишком высокими, в то время как загрузка отдельных единиц оборудования очень низка. В результате они устанавливают высокие цены на свои услуги. В европейских типографиях есть оборудование и новое, и то, которое уже давно окупилось. Там цены формируются с учетом одновременного использования нового и старого оборудования. Под давлением рынка европейские типографии вынуждены идти на снижение цен. Российский же рынок услуг по производству журнальной продукции еще не сложился. Со временем все изменится, и появится десяток журнальных типографий, которые будут конкурировать между собой. Пока такого еще нет.

ГАРТ: А насколько велика разница в цене производства журналов в европейской и российской типографиях?

А. Л.: На протяжении последних десяти лет цены в Европе постоянно снижались. В России - нет. На сегодняшний день разница в цене производства журнальной продукции составляет 20–25%. Тем не менее - это большие деньги. Зачем размещать заказы здесь, если можно сэкономить?

ГАРТ: Но кроме цены есть еще и другие факторы, например такие, как сроки производства?

А. Л.: Есть три фактора: цена, качество и сервис. Сроки производства для подавляющего большинства наших изданий - фактор несущественный. Однако у нас есть несколько изданий, для которых это важно. В прошлом году мы печатали их в России. И кроме цены нас не устроили ни сервис, ни сроки.

Кроме того, мы распространяем многие наши издания не только в России, но и в других странах, включая СНГ, Прибалтику, Турцию, Египет и пр. Если печатать журналы в России, то при их экспорте нам все равно придется заплатить НДС. Теоретически нам его должны вернуть, но на практике это требует очень больших усилий.

ГАРТ: Да, НДС - у нас особенный налог.

А. Л.: В большинстве стран НДС для издателя проблемой не является, но в России это именно проблема.

ГАРТ: Но какие-то свои журналы вы все-таки печатаете в России?

А. Л.: На сегодняшний день здесь печатаются телегид ТВ7 и приложение к журналу «Автомир» - «Авторынок».

ГАРТ: Говорят, в ближайшее время в Москве должна открыться журнальная типография, специализирующаяся на глубокой печати. Нужны ли здесь такие производства или издателей вполне удовлетворяют возможности зарубежных типографий?

А. Л.: Я слышал об этом. Конечно, здорово, если мы сможем получить здесь нормальную цену на производство журналов. Но до сих пор к нам никто с предложением подобных услуг не обращался.

ГАРТ: А как Вы думаете, локаут финских производителей бумаги вас коснется или нет?

А. Л.: На сегодняшний момент о возможных сбоях в графике нас проинформировала только одна типография - российская. От зарубежных типографий никаких тревожных сообщений пока не поступало...

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ

«Бурда» - один из крупнейших издательских домов в России. В 1995 г. была создана дочерняя фирма немецкого концерна Hubert Burda Media. Сегодня «Бурда» является лидером российского рынка периодики по продажам журналов и охвату аудитории. Продажи рекламы в 2004 г. достигли рекордного объема - 11518 полос. По информации TNS Gallup Media, на 2004 г. почти 40% населения России и 64% населения Москвы читали издания ИД «Бурда».

Сейчас издательский дом выпускает журналы: Burda, Cool, Cool Girl, Oops!, MINI, Playboy, Verena, Chip, «Лиза», «Лиза. Мои любимые животные», «Лиза. Кроссворды», «Лиза Гороскоп», «Отдохни!», «Круто», «Вот так!», «Мой прекрасный сад», «Добрые советы», «Лучшие рецепты», «Дом в саду», «Мой ребенок», «Мой уютный дом», «Anna. Приятного аппетита!», «Burda. Приятного аппетита!», «Разгадай!», «Цветы в доме», «Даша», «Правдивые истории», «Сделай паузу!»,«Автокаталог», «АвтоМир».

В 2004 г. ИД «Бурда» импортировал в Россию из Чехии, Словакии, Польши и Германии более 12 тыс. т журнальной продукции, 80% которой отпечатано способом глубокой печати.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства