НОМЕР 5 МАЙ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ
Издательство «Курсив»
Генеральный директор
 

ГАРТ: Александр, Вы недавно посетили Китай, кажется, это самый динамично развивающийся в мире полиграфический рынок. Как впечатления?

А. А.: Мы посещаем много полиграфических выставок по всему свету, а в этом году решили принять участие в самой авторитетной в Китае выставке ChinaPrint, чтобы воочию убедиться, насколько оправданы слухи о китайском рынке. И увиденное действительно поразило. В последние годы в китайской промышленности произошли огромные изменения. И полиграфия не исключение.

В первый же день мне в руки попался отчет о состоянии рынка, подготовленный Китайской Академией печатных технологий (в отличие от России, это не учебный, а исследовательский институт) совместно с профессиональной Ассоциацией печатных технологий. Цифры, приведенные в этом отчете, поражают как масштабом, так и динамикой. Вот скажите, сколько в России типографий?

ГАРТ: Если учитывать те, где есть минимум несколько «Ромайоров», то их, по нашим оценкам, от двух до трех тысяч.

А. А.: А в Китае их насчитывается около 95 тыс.! Исходя из того, что население этой страны в 10 раз больше, чем у нас, в России типографий должно быть примерно раза в три-четыре больше.

ГАРТ: Ну, может быть, там очень много небольших полиграфических предприятий «районного масштаба»?

А. А.: По данным того же отчета, в прошедшем 2004 г. китайская полиграфия выпустила продукции на 32 млрд долл. Для сравнения: в США общий объем производства печатной продукции составляет около 170 млрд. Но в Китае уже несколько лет сохраняется устойчивый рост объема примерно на 20%. Разделим этот объем производства на количество полиграфических предприятий и получим, что средний оборот китайской типографии составляет более 300 тыс. долл. А какой объем производства у наших типографий?

MADE IN CHINA

ГАРТ: Есть разные оценки. Максимальная - 2 млрд долл. Хотя, если исходить из объема импорта бумаги и снижающихся цен на полиграфические услуги, реальный объем рынка может оказаться существенно меньше. Кроме того, есть разница между полиграфическими предприятиями в различных секторах рынка. Где-то печатают на бумаге, представляемой самим заказчиком, а где-то - наоборот, маржа «накручивается» и на бумагу, и на услуги. Нельзя этот параметр оценивать вот так, «скопом».

А. А.: Но даже при оптимистичной оценке в 2 млрд средний оборот российской типографии получается всего около 80 тыс. долл. в год - если исходить из того, что в России 2,5 тыс. типографий.

ГАРТ: Может, это «чудеса» социалистической экономики, специальная система учета с существенным завышением объемов производства?

А. А.: Может быть, но вспомните, что было у нас на полках магазинов в эпоху расцвета социализма. А в Китае сейчас можно купить все, что угодно. Причем в любом магазине. Уровень исполнения упаковки для товаров массового потребления просто поражает. Даже товар локального производства стоимостью 2–3 долл. будет упакован в коробку из металлизированного картона, более того картон будет ламинирован специальной голографической пленкой, запечатан в 5–7 красок, да еще с конгревом и тиснением фольгой. В нашей стране подобная упаковка встречается крайне редко и то только для очень дорогих товаров (например, косметики).

Помимо картонной упаковки, в Китае очень популярна многокрасочная гибкая упаковка из металлизированных материалов. Если такая упаковка встречается в каждом магазине, то сколько же ее необходимо производить!? При этом социалистическая система хозяйствования в Китае не поощряет импорт готовой печатной продукции, а значит, все печатают на территории страны. А если представить себе, что в Китае живет четверть населения земли, то китайская полиграфия приобретает просто огромные масштабы!

ГАРТ: А как обстоят дела с журналами и газетами?

А. А.: Здесь, впрочем, еще не все так хорошо, как в упаковке. Ассортимент и качество исполнения многих журналов оставляет желать лучшего. Хотя развитие идет очень быстрыми темпами. В Китай приходят известные издательства со своими международными торговыми марками. Количество средств массовой информации все увеличивается. И все это необходимо печатать. А если опять же вспомнить про население Китая, то становится понятно, какие у них тиражи. Причем китайцы считают, что объем выпускаемой печатной продукции на душу населения у них пока очень мал и, чтобы достичь уровня развитых стран, его надо увеличить может в семь, а может, и в пятнадцать раз (!).

ГАРТ: Да, потенциал большой. Для поставщиков оборудования рынок очень перспективный.

А. А.: В том-то и дело, что не очень. Для покупки оборудования за рубежом китайской типографии надо получить большое количество разрешений в самых разных инстанциях. Лишний раз это продемонстрировала ChinaPrint. Выставка эта локальная, ориентированная на китайский рынок. Конечно, крупнейшие мировые производители полиграфического оборудования принимают в ней участие, но совсем не в таких масштабах, как на drupa или Print. Их стенды можно было сравнить со стендами на «ПолиграфИнтере». А примерно 65–70% экспозиции ChinaPrint занимали китайские производители. В Китае выпускают большое количество полиграфического оборудования.

Только офсетные печатные машины собственного производства на выставке продемонстрировали более 20 китайских компаний! Впрочем, машины эти самые разные. Довольно много простейших малоформатных однокрасочных и двухкрасочных - копий машин известных японских производителей. Выпускаются в Китае и большие многокрасочные машины, они оснащены центральным пультами управления, системой автоматической подачи краски и т. д. На выставке их показывали несколько фирм.

Машины ведущих китайских производителей производят более благоприятное впечатление как в плане конструкции, так и в плане внешнего вида. Это и понятно. Как выяснилось, они очень активно используют передовой европейский или японский опыт. Для изготовления полиграфической техники закупаются станки и оборудование у самых авторитетных зарубежных станкостроительных компаний. Из-за рубежа, например из Германии, приглашаются инженеры и конструкторы. А многие китайские компании, чтобы повысить качество своего оборудования, стали устанавливать на свои машины важные узлы, произведенные ведущими мировыми компаниями. Есть даже уникальные случаи, когда китайские фирмы приобретают известные мировые брэнды полиграфического машиностроения.

Вслед за европейскими и американскими производителями расходных материалов и бумаги, которые уже создали в Китае совместные предприятия и построили собственные производства, появляются первые ласточки и среди производителей оборудования. Например, американская компания Goss построила в Китае свой завод по производству рулонных машин.

ГАРТ: То есть с «местным» печатным оборудованием все хорошо?

А. А.: Насколько я понимаю, в Китае пока не выпускаются только рулонные машины с секциями газовой сушки для печати журнальной продукции и высококачественные широкорулонные многокрасочные флексографские машины. Однако очень хорошо развито направление глубокой печати - подобное оборудование производят несколько компаний. Этим способом и печатают большие тиражи журналов и высококачественную гибкую упаковку.

Пока еще китайцам приходится импортировать оборудование для подготовки и гравирования цилиндров, но скоро, я думаю, и эту проблему местные производители смогут решить.

ГАРТ: А как дела в Китае с допечатным оборудованием?

А. А.: Ситуация здесь интересная. Оказывается, в стране довольно много производителей фотовыводных устройств и систем CТP. Впрочем, производство CТP пока находится на начальной стадии, что хорошо видно по рынку. За 2004 г. в стране было установлено около 320 CТP-систем, из них только 250 - импортных.

Что касается фотонаборного оборудования, которое уже несколько лет производится в Китае, то из-за рубежа ввезено всего 40 единиц фотонаборного оборудования, а произведено около 2000. Более того, свыше 850 единиц фотонаборного оборудования ушло на экспорт!

ГАРТ: Куда же?

А. А.: Как выяснилось, одними из основных потребителей китайского полиграфического оборудования являются страны Африки. Однако одним из приоритетных для китайских производителей считается российских рынок.

ГАРТ: Что еще интересного было на выставке?

А. А.: Интересного было много, например, раздел послепечатного оборудования. Это один из крупнейших секторов полиграфического машиностроения Китая. Местные производители выпускают самое разное отделочное оборудование: резаки; ниткошвейные, проволокошвейные машины и машины для бесшвейного скрепления; фальцевальное и крышкоделательное оборудование; оборудование для вырубки и склейки, оборудование для изготовления оснастки для высечки и многое другое. Как правило, все эти машины пооперационные, с ручным накладом. Правда, некоторые ведущие производители начали выпускать полностью автоматизированные линии для бесшвейного скрепления, вкладочно-швейно-резальные агрегаты и т. д.

ГАРТ: А как дела в Китае обстоят с бумагой и расходниками?

А. А.: В Китае, как минимум, десяток компаний производят офсетные пластины, а некоторые даже и пластины для CТP, в том числе и фиолетовые фотополимерные. Количество же компаний, выпускающих краску, химию и запчасти, вообще не поддается счету. Много также местных производителей бумаги и картона.

ГАРТ: Получается, что Китай сегодня похож на Японию середины прошлого века. Китайцы постепенно изучают опыт ведущих мировых производителей, пока копируют их машины, но со временем все может измениться в другую сторону...

А. А.: Да, и не «может измениться», а изменится. И наша страна почувствует это одной из первых.

ГАРТ: Интересно, а российских посетителей на выставке было много?

А. А.: Да, много. И типографии, и поставщики оборудования и материалов.

ГАРТ: Как Вы оцениваете результаты участия издательства «Курсив» в этой выставке?

А. А.: Пока еще рано делать какие-то выводы, но интерес со стороны потенциальных рекламодателей был. Кроме того, мы представляли на выставке программные продукты Excourse, интерес к которым у китайцев оказался очень высоким.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">
































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства