НОМЕР 3 МАРТ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Леопольд Константинович
РАММ
«Рамм»
Генеральный директор

ГАРТ: Леопольд Константинович, мы разговаривали c Вами четыре года назад. С тех пор что-нибудь на рынке изменилось? Новых серьезных производителей этикетки вроде бы не появилось...

Л. Р.: Да, крупных игроков больше не стало. Фирмы, начинавшие четыре года назад, стараются развиваться в близких или не очень секторах. Мы же продолжаем заниматься производством самоклеящейся этикетки. Максимальное отклонение - этикетка термоусадочная.

Многие российские производители этикетки «ударились» в бизнес гибкой упаковки. Купили флексографские машины среднего формата и продолжают работать и на том, и на другом рынках. Мы так поступать не планировали и не планируем.

В гибкой упаковке совсем другая норма прибыли и много конкурентов. Нам это не интересно.

ГАРТ: Но прибыльность этикеточного бизнеса тоже снижается.

Л. Р.: Да, маржа по сравнению с 2001 г. сократилась существенно. Растет стоимость самоклеящихся материалов, снижаются цены на этикетки. Это тиски, в которых мы оказались. Точно так же, как и коммерческие типографии, оснащенные офсетными машинами.

ГАРТ: Есть впечатление, что типографии сильно страдают от выпускников МБА. С одной стороны, эти люди работают у поставщиков оборудования и материалов, с другой - у заказчиков продукции. И их задача снижение затрат...

Л. Р.: Вы правы, именно так и получается. В Москве, по крайней мере. Производители этикеток, конкурируя друг с другом, «ужимаются» очень сильно. А это не позволяет нормально развиваться, и нам в определенный момент проще отказаться от малоприбыльных заказов. Их печатают теперь в других типографиях, страдает качество и, на мой взгляд, от этого заказчик проигрывает больше, чем экономит.

ГАРТ: Существует много видов заказов, есть более выгодные, а есть, например, термочеки...

Л. Р.: Мы занимаемся всеми заказами. Я даже не могу сегодня выделить какой-то вид продукции, который составляет у нас основной объем производства - печатаем все. Раньше специализировались на этикетках для пищевых продуктов. Сегодня производим этикетки для нефтяников, производителей бытовой химии, косметики и парфюмерии, для пищевиков и пр.

Прибыльность каждого вида этикеток разная, объемы тоже разные.

Термочеки как отдельный бизнес, я думаю, не имеет шансов на выживание. Работать с маржой 5% нельзя. Но мы их тоже печатаем, потому что есть крупные производители пищевых продуктов, которым термочеки нужны в дополнение к более дорогим рекламным этикеткам. Например, крупные мясокомбинаты - наши давние хорошие клиенты. Мы просто должны полностью обеспечить их потребности. Но отдельно заниматься продвижением этих услуг мы не собираемся.

ГАРТ: Обычно, крупнейшие заказчики этикетки делят свои объемы между несколькими производителями.

Л. Р.: Да, последние два–три года ситуация складывается именно так. Но от этого у нас объем производства не снижается. Уходит часть заказов одних клиентов, но приходит часть других.

ГАРТ: Термоусадочная этикетка - все-таки ближе к упаковке. Вы, кстати, покупали для этого новую машину или использовали имеющиеся?

Л. Р.: Для производства этой продукции мы дооснастили одну из имеющихся машин дополнительными опциями. Хотя я считаю, что от этикеточного рынка мы не отошли, термоусадка - все-таки этикетка, по крайней мере по названию. Мы планируем приобрести дополнительное оборудование, которое позволит решать проблемы с производством такой продукции более эффективно.

ГАРТ: Пока еще большая часть такой этикетки импортируется из Европы...

Л. Р.: Да. Мы, кстати, часто ездим в Европу учиться. Посещаем там этикеточные производства, видим много интересного, но не все нравится. Не нравятся нам темпы их производства. Мы зачастую работаем намного оперативнее, чем они. Это, видимо, в традициях РАММ.

Первые узкорулонные машины стали использоваться на Западе в промышленном производстве этикеток около 45 лет назад. Бизнес, конечно, молодой по сравнению с коммерческой полиграфией. Владельцы немецких этикеточных типографий рассказывают очень интересные вещи. Очевидно, наш рынок сегодня соответствует ситуации начала 70-х гг. в Германии. Проблема у всех наших типографий - и этикеточных, и коммерческих - кадры.

ГАРТ: Но у вас-то коллектив большой!

Л. Р.: У нас прекрасный коллектив, более 300 сотрудников. Но мы продолжаем расти, есть кадровые агентства, услугами которых пользуемся. Практически постоянно в списке вакансий перечень всех специальностей: начиная от сторожей и уборщиц и заканчивая руководителями отделов.

Москва - город безумно «перегретый» по зарплатам. Менталитет и отношение к работе у москвичей зачастую им не соответствует. Нам, в первую очередь, не хватает образованных и опытных технологов. Их просто нет. Приходят люди устраиваться на работу с колоссальными амбициями и такими же запросами, говорят много слов, но когда дело доходит до решения реальных задач, у них ничего не получается.

Известно, что на качество во флексографии очень влияет допечатная подготовка. Казалось бы, чисто техническая проблема, но она должна быть решена. А влияние человеческого фактора здесь очень велико. Если бы я знал, уходя из медицины в производство этикетки, во что я, извините, влипну - не пошел бы. Честно. Это очень сложный бизнес, особенно с точки зрения технологии.

ГАРТ: Вы ведь работаете на этом рынке очень давно?

Л. Р.: Да, еще в августе 1992 г. в подвале 17-этажного жилого дома мы установили первую итальянскую узкорулонную машину высокой печати. Она, кстати, до сих пор работает в типографии. Приехал представитель фирмы, показал: вот эта кнопка для включения машины, а вот та - для выключения. Сказал «арриведерчи» и уехал. Мы, кстати, до сих пор с ним в дружеских отношениях - он нам очень помог при покупке машины. Но тогда пришлось мне во всем разбираться самому, ведь в самом начале в должности печатника, упаковщика, экспедитора и менеджера по продажам был я.

ГАРТ: Интересно, а что Вы в те годы печатали?

Л. Р.: Не поверите: мы печатали сухую этикетку. В те годы потребителей самоклеящихся этикеток практически не было. И, когда я приезжал к потенциальному клиенту с самоклейкой, он спрашивал у меня, как наносить на нее клей.

А самым первым заказом были билеты в Театр им. Дурова. Рентабельность этого заказа была где-то 1000%, но вся семья потом несколько дней ножницами нарезала рулоны на отдельные билеты. Я просто тогда еще не знал, как настроить ламели на определенную длину реза. С цветоделением, которое я делал тогда в «Коммерсанте», тоже была «целая трагедия».

Вторым заказчиком стал подмосковный производитель горчицы, которому были необходимы сухие этикетки. Пришлось усовершенствовать машину, сделать устройство «полуавтоматической подборки» готовой продукции - чтобы она не разлеталась в разные стороны, а собиралась в одном месте лицом вверх. Нельзя сказать, что все шло без проблем, но рентабельность продолжала оставаться на очень высоком уровне. Позже появились «продвинутые заказчики», которым потребовались самоклеящиеся этикетки. Первым стал «Кампомос», потом «Черкизовский»... Объемы заказов росли, число заказчиков увеличивалось. Нам пришлось под них подстраиваться и приобретать новые машины. И вот что из этого получилось.

ГАРТ: Сколько в Вашей типографии сегодня печатных машин?

Л. Р.: Больше двадцати. Четыре года назад мы занимались «наращиванием мускулов» - покупали машины. Теперь меняем приобретенные тогда машины на новые. Я считаю, что надо развиваться планомерно и в соответствии с европейскими стандартами. Так лучше, не возникает болезнь роста.

Прошло то время, когда можно было что-то делать «на коленке». Сейчас необходимо разбираться в технологиях, приобретать соответствующее оборудование и понимать, какими заказами оно будет загружено. Необдуманные шаги сегодня могут оказаться очень болезненными.

Я решил остановиться на одном производителе узкорулонных машин - фирме Gallus. Меня устраивает качество машин и сервис, обеспечиваемый специалистами Heidelberg.

ГАРТ: Есть еще, видимо, третий важный параметр - цена?

Л. Р.: Есть, конечно, но все знают, где можно найти бесплатный сыр. Без нормального сервиса мы не можем работать. У нас, конечно, есть в штате шесть инженеров, работаем-то мы круглосуточно. Стараемся решать срочные проблемы своими силами.

ГАРТ: Сегодня модно приобретать универсальные машины со сменными печатными секциями.

Л. Р.: Для производителя этикетки на данном этапе очень важны технологические возможности имеющегося оборудования. Современные машины не только могут обеспечить высокую оперативность, сократить время переналадки с тиража на тираж и повысить качество продукции, но позволяют существенно снизить влияние человеческого фактора на результат печати.

Что касается универсальных машин, то у Gallus есть аналогичные модели. Естественно, приобретают их под конкретных заказчиков, которые предъявляют повышенные требования к качеству этикетки, причем таких крупных потребителей этикетки можно пересчитать по пальцам. Мы, кстати, в ближайшее время установим две новые машины, на которых можно будет производить уникальную продукцию. Пока, правда, я о них рассказывать не буду.

ГАРТ: Понятно. Производство самоклеящихся этикеток вообще достаточно закрытый, в каком-то смысле даже засекреченный бизнес.

Л. Р.: Я бы так не сказал. Рынок открытый, новый производитель этикеток может выйти на него без особых проблем. Мы с «коллегами по цеху» (мне очень нравится это выражение) все друг друга знаем, встречаемся и нормально общаемся. Но у каждого, конечно, есть свои секреты.

ГАРТ: Как Вы оцениваете перспективы рынка самоклеящейся этикетки?

Л. Р.: Нормальные перспективы. Правда, когда поставщики говорят о 30–35% роста объема потребления на рынке самоклеящихся материалов, мне кажется, что это несколько завышено. Я, конечно, не специалист по исследованиям рынка, но, согласитесь, наше присутствие на нем очень существенное. Мы покупаем три новые машины в год и при этом у нас по росту самый хороший был 1999 г. Причем оборот тогда вырос «всего» на 40% и потребление материалов - на столько же.

ГАРТ: Есть другие оценки, в соответствии с которыми рост самоклеящейся бумаги в 2004 г. составил «всего» 18–20%.

Л. Р.: Такая оценка, на мой взгляд, очень близка к истине. Что касается самоклеящейся пленки, то там рост мог быть немного больше. Скажем, 20–22%, но никак не 30%. Вообще, в ближайшие годы по росту пленка будет опережать бумагу.

ГАРТ: Кажется, у вас идет большое строительство?

Л. Р.: Мы приобрели это здание еще в 1998 г., но постепенно проблема с площадями у нас встала очень остро. Это «относительный центр» Москвы, Нагатинская пойма, и получить здесь разрешение на строительство очень тяжело. Весь прошлый год мы занимались получением разрешения, оформлением документов, проблемами с подводом электроэнергии. И в этом году начали стройку.

ГАРТ: Производственные площади увеличатся
 существенно?

Л. Р.: Всего получится 9 тыс. м2. Из них около 5 тыс. м2 - производство, остальное - склады и офисная часть.

ГАРТ: Теперь есть куда развиваться дальше?

Л. Р.: Да, планов много, но о них рассказывать пока рано (смеется).














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">
































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства