НОМЕР 3 МАРТ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Виктор
Иванович КРАВЧЕНКО
Типография «Знак»
Зам. генерального директора

ГАРТ: Виктор Иванович, что происходит на российском рынке сухой этикетки? Похоже, что объемы потребления этикеточной бумаги практически не меняются.

В. К.: Если говорить о крепких алкогольных напитках, то рынок стабилизируется. Крупнейшие игроки на нем уже определились, основные брэнды - тоже. Идет активное развитие напитков премиум-класса, для которых нужны другие этикетки. Отечественных производителей алкоголя активно теснят украинские, один из них даже собрался строить завод в Московской области. Так что меня не удивляет тот факт, что рынок не растет. Мы предполагали, что в какой-то момент может сложиться такая ситуация.

Значимый игрок на этом рынке - государство с его акцизной политикой. В конце прошлого года, например, у нас была очень высокая загрузка. Заводы просто перевыполнили все планы, а первые два месяца этого года заказов вообще не было. Только в конце марта началась какая-то работа. Создавалось впечатление, что рынок просто «встал». Причем такая ситуация сложилась у всех производителей этикеточной продукции. Можно сказать, что они сегодня испытывают некоторое напряжение.

ГАРТ: Сколько сегодня в России заказчиков этикетки для алкогольной продукции?

В. К.: Различные ассоциации приводят разные цифры. По официальным данным, в России около 1300 ликероводочных заводов (ЛВЗ). Из них действительно работают около 600. Ну а крупных производителей алкогольной продукции около 300. Это те компании, которые действительно производят продукцию.

В последние годы заметна следующая тенденция - новые марки на рынок никто не выводит. Даже у крупнейших заводов нет денег на их раскрутку.

Платежеспособность населения остается очень низкой, особенно в регионах, политика государства и государственных предприятий совершенно не согласована. Государственные ликероводочные заводы не могут конкурировать с предприятиями из южных республик, которые предлагают дистрибуторам продукцию с трех-, четырехмесячной отсрочкой оплаты. Возникает проблема, которую никто не хочет решать.

ГАРТ: Но все-таки сухая этикетка - бизнес?

В. К.: Для нас производство сухой этикетки - бизнес. Кроме того, уже два года мы предлагаем производителям алкогольной продукции комплексные услуги. Не только производство этикетки, но еще и услуги по исследованиям рынка, брэндингу и маркетингу. Для этого у нас созданы соответствующие отделы.

Специалисты выезжают в любой регион, проводят исследования, предлагают разные варианты дизайна, дают советы по продвижению конкретного брэнда. Бывает, что заказчикам не все нравится, но поверив нашему опыту, они соглашаются и через некоторое время понимают, что не ошиблись.

ГАРТ: Кто-нибудь из производителей водки еще импортирует этикетку?

В. К.: Возможно, кто-то и заказывает этикетку за рубежом, но объективных причин для этого сегодня нет. Российские производители способны обеспечить заказчиков этикетками самого высокого качества.

Наверное, импорт составляет существенную долю в секторе пивной этикетки. Такая этикетка, если сравнивать ее с водочной - вообще другой бизнес.

ГАРТ: Вы пивной этикеткой не занимаетесь?

В. К.: Нет, это другой рынок, и чтобы этим серьезно заниматься, типографии нужны рулонные машины глубокой или флексографской печати с отделкой в линию. Так же, как и в производстве сигаретных пачек.

Представьте, линия по розливу пива работает на скорости 60 тыс. бутылок в час, водки - в четыре раза медленнее. На пивном производстве требования к геометрии этикеток очень жесткие, и если приходится останавливать линии розлива из-за некачественных этикеток тут же выставляют типографии счет на возмещение расходов. При минимальной прибыльности этого бизнеса есть еще вероятность сработать в минус.

ГАРТ: Интересен еще и тот факт, что доля металлизированной этикеточной бумаги существенно выросла по сравнению с обычной.

В. К.: Мода на этикетку развивается волнообразно. В прошлом году мы много печатали этикеток на металлизированной бумаге. Было также модно использовать фольгу для тиснения разных цветов, например, красную. Наверное, на популярность металлизированной бумаги еще большее влияние оказала пивная этикетка. Так как ее существенно больше. Но скорее всего, мода пройдет, и вернется обычная этикеточная бумага с различной отделкой.

А сейчас в моду входит самоклеящаяся этикетка. На крупных и средних ЛВЗ все больше устанавливают линии с аппликаторами самоклейки. С ними меньше технологических проблем - не нужно мучиться с подбором клея.

Вспомните участников выставки «Этикетка 2005». Мало кто из производителей оборудования в ней участвовал. Главными ее участниками стали этикеточные типографии. И больше всего, кстати, на выставке было типографий, которые занимаются самоклеящимися этикетками. Такова тенденция рынка.

ГАРТ: Но пока самоклейка используется только для дорогого алкоголя...

В. К.: Нет, сегодня и на рядовой водке может быть самоклеящаяся этикетка. Она, конечно, пока несколько дороже сухой, но новые коммерческие предприятия по выпуску алкогольной продукции сразу ориентируются именно на нее.

ГАРТ: Поэтому вы и купили узкорулонную печатную машину?

В. К.: Мы предполагали, что рынок будет развиваться именно так, и строили соответствующие планы. Одним из пунктов была покупка комбинированной линии для флексографской и трафаретной печати. Я думаю, что это не последнее наше приобретение, а некий «пробный шар», мы можем дооснастить машину дополнительными секциями, приобрести еще одну или несколько. Кроме того, рассматриваем различные возможности выхода на рынок гибкой упаковки.

ГАРТ: А что еще у вас в планах?

В. К.: У нас большие планы, но сегодня основным сдерживающим фактором является проблема оформления собственности в Москве. Поэтому мы до сих пор не переехали на новую территорию. Для флексографской машины после реконструкции существующего помещения место нашлось, но для всего остального - нет.

Сейчас у нас развиваются все подразделения, входящие в группу «Знак». Производство защищенной печатной продукции активно работает над получением новых лицензий. «Флексознак» кроме карточек экспресс-оплаты начал выпускать этикетку и упаковку для кондитерской продукции. Трафаретное производство для наружной рекламы расширилось и переехало на новую территорию. Мы планируем вернуть себе лидирующие позиции на этом рынке.

Типография «Знак» развивается в нескольких направлениях и планирует вырасти в три раза. Через несколько лет доля этикеточной продукции в обороте с учетом общего роста предприятия должна составлять 30%.

Мы планируем развивать производство упаковки и печать рекламно-коммерческой продукции. Собираемся приобрести три многокрасочные листовые офсетные машины, а также линии для автоматической высечки и склейки коробок. Для принятия решения организовали тендер и думаем, на каком поставщике оборудования остановиться.

Упаковкой мы уже занимаемся на имеющемся оборудовании. В первую очередь делаем коробки для алкогольных напитков, различные «галстуки» на бутылки для рекламы на местах продаж.

К 60-летию Победы разработали специальную серию коробок, предлагаем их изготовление с нашим дизайном или дизайном заказчика. Планируем активно заниматься упаковкой для парфюмерии и косметики.

Работаем со смежниками, не только российскими, но и европейскими. Без них мы не сможем делать «самую элитную» упаковку, какая сегодня производится во Франции и Германии.

ГАРТ: Но упаковка - бизнес, который несколько отличается от этикетки?

В. К.: Все правильно, и мы это прекрасно понимаем. Поэтому проводим реорганизацию отдела продаж, с апреля на работу выходят новые люди, которые будут заниматься продажами упаковки и самоклеящейся этикетки. Реорганизуем и дизайн-студию, для того, чтобы она могла более эффективно решать проблемы конструирования эксклюзивной упаковки. Создали собственное конструкторское бюро, пригласили к себе одного из лучших специалистов в этой области.

ГАРТ: Вы планируете оставить производство в Москве, не выезжать за МКАД?

В. К.: Да, мы будем развивать производство именно в Москве. Так ближе к заказчикам и нет проблем с кадрами. Это обходится дороже, но и проблем возникает меньше.

Вообще, у нас на производстве сегодня с кадрами проблем нет. Но в связи с расширением отдела продаж есть необходимость в квалифицированных менеджерах. Мы их активно ищем. А представьте себе, что их пришлось бы искать в каком-нибудь подмосковном городе...

ГАРТ: Как прошла «Этикетка 2005»?

В. К.: По сравнению с прошлым годом, количество посетителей нашего стенда не изменилось. Правда, все это старые знакомые, новых клиентов практически нет. Кстати, западных типографий в этом году на «Этикетке» практически не было. В дальнейшем мы планируем больше участвовать в выставках, ориентированных на производителей пищевых продуктов.

Кстати, мы присматриваемся к зарубежным рынкам, ищем партнеров, с помощью которых на них можно было бы выйти.

ГАРТ: Инициативная группа решила создать некий союз полиграфистов. Как Вы относитесь к этой идее?

В. К.: Вопрос, кто его будет создавать. Если этим займутся серьезные люди, то я - за и готов принимать активное участие в его работе.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">











































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства