НОМЕР 2 ФЕВРАЛЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Леонид
ПОЗДЕЕВ

Холдинг
«Иван Федоров» (СПб)
Президент

ГАРТ: Леонид, насколько нам известно, «Иван Федоров» планирует приобретение СТР.

Л. П.: Да, в конце прошлого года мы устроили своеобразный тендер среди поставщиков систем СТР четырех марок: AGFA, Creo, Luescher и Screen. Наша специфика заключается в том, требуется устройство СТР очень большого формата.

При выборе поставщика руководствовались несколькими критериями: цена, качество оборудования, опыт и надежность поставщика, стабильность поставок расходных материалов. Не последним вопросом являлась отработанность системы управления рабочими потоками - насколько издателям будет удобно с нами работать. Наличие обученного и компетентного персонала в сервисной службе поставщика.

Провели переговоры с поставщиками, заполнили табличку по всем критериям и выяснилось, что однозначного выбора нет - нет такой компании, которая бы выглядела абсолютным лидером.

Что касается цены, то после всех переговоров и «дожимания» выяснилось, что стоят системы всех четырех производителей приблизительно одинаково.

После этого мы стали отрабатывать схему финансирования приобретения. И тут выяснилось, что не все так просто.

ГАРТ: Но это на сегодняшний день вопрос практически самый легкий?

Л. П.: Не совсем. Мы пытались организовать такую финансовую схему, чтобы не получить вообще никакой дополнительной финансовой нагрузки на предприятие. Предполагали взять оборудование в лизинг. Рассчитывали заплатить первый взнос, а оставшиеся платежи покрывать за счет тех денег, что тратим сегодня на вывод фотоформ, который делается на стороне. Все подсчитали, и оказалось, что этих денег не хватит из-за роста стоимости пластин при переходе на СТР. И эта разница не позволяет «сшить» финансовую схему.

ГАРТ: Этого следовало ожидать...

Л. П.: Есть, конечно, экономия на том, что не требуется так много монтажисток, но нужны специалисты по допечатной подготовке, операторы СТР. Мы все детально посчитали и экономии не получили.

Так что сегодня мы окончательного решения пока не приняли. В качестве основного плюса предлагается повышение качества. Для нас это важно, потому что печатаем много высокохудожественных альбомов. Но качество, которое мы имеем при пленочной технологии, устраивает подавляющее большинство заказчиков. И этот плюс для нас решающего значения не имеет. Вторым плюсом является более высокая оперативность производства форм, но «Иван Федоров» не газетная типография и не журнальная. Такая уж супероперативность нам тоже не требуется. Для меня самым главным является третий плюс - возможность сокращения времени на приладку за счет использования CIP4 и загрузки красочных профилей в печатную машину. Поставщики говорят, что время на приладку сократится в два раза. Этот плюс для меня может перевесить все минусы.

Печатные мощности у нас сегодня загружены практически на 100%. И сокращение времени на приладку может позволить нам увеличить их еще на 20%, а это уже очень существенный экономический эффект. Правда, это сокращение времени пока только декларируется на бумаге. Как это будет в реальной работе, никто не знает.

Да и наши основные заказчики - издатели - наверняка не сразу перейдут на использование технологии СТР. Будут по старой памяти привозить готовые пленки. Так что мгновенного эффекта не получится, к сожалению.

ГАРТ: Леонид, как Вы оцениваете результаты прошедшего 2004 г.?

Л. П.: Оборот типографии вырос на 25%. Причем я считаю оборот по услугам, не включая стоимость бумаги. Этому способствовало обновление парка оборудования. Мы приобрели много новых заказчиков на высококачественные альбомы, которые раньше печатали свою продукцию за рубежом. Кроме того, видимо, вырос и российский книгоиздательский рынок.

Если говорить об объеме производства продукции по сравнению с 2001 г., то он увеличился в два раза и в натуральном, и в денежном выражении. При этом количество работающих с 600 сократилась до 450.

Объемы издательства тоже растут. Но год от года доля заказов нашего издательства в объеме производства типографии сохраняется на уровне 30%. На мой взгляд, это очень хороший показатель, с точки зрения стратегического развития он таким и должен оставаться.

Раньше производство было рассредоточено на трех площадках, теперь мы собрали его в одном здании. Все остальные площади сдали в аренду. Получаем дополнительные доходы, которые идут на концентрацию и перевооружение полиграфического производства.

ГАРТ: Было так много всего ненужного?

Л. П.: Современное оборудование не требует тех площадей, которые были необходимы раньше.

Мы начали перевооружение с приобретения пятикрасочной листовой машины КБА Rapida 105, в прошлом году приобрели машину большего формата - Rapida 130А. Существенно обновили послепечатное оборудование. Приобрели новые ниткошвейные машины и уникальную для России автоматическую линию для обработки книжных блоков. Теперь есть возможность легко делать высококачественные книги большого формата с толстыми и тяжелыми блоками. Кстати, завтра для московской мэрии будет делаться тираж именно такой книги. Блоки на пухлой импортной бумаге уже отпечатаны. На обложке шесть разных тиснений фольгой.

В планах у нас приобретение еще одной листовой печатной машины. Пока не решено какого формата. В книжном производстве есть несколько «ходовых» форматов. На нашей новой большой машине, формат которой 130х95, мы можем, например, печатать два листа книги 60х90/8 за один прогон. Это существенно ускоряет и упрощает производственный процесс. Но есть формат 70х100, двойной лист для которого в этой машине не проходит. Поэтому, может быть, будем покупать машину еще большего формата - КБА Rapida 140. В результате должны быть две большие машины для печати блоков, и одна, по нашим меркам маленькая - для обложек.

Развитие послепечатного оборудования тоже продолжится.

ГАРТ: Приобретение нового оборудования позволяет существенно повысить эффективность производства?

Л. П.: Да, конечно. Существует «западное» мнение о том, что хорошо работающая типография должна менять печатные машины через пять–шесть лет. Такой «круг постоянного перевооружения». Мы так работать пока не можем, ведь получили в наследство старое оборудование - и выработавшее свой технический ресурс, и морально устаревшее. Продать его сегодня можно только за копейки. Вырученных денег не хватит даже на первый взнос за новую печатную машину. Поэтому процесс обновления оборудования необходимо в нашем случае каждый раз начинать практически с нуля. Это тяжело.

Но через несколько лет, когда мы задумаем перевооружение ситуация будет уже существенно лучше, пятилетние машины можно будет выставить на продажу за нормальные деньги.

ГАРТ: Печатные машины будут только фирмы КБА?

Л. П.: КБА делает очень хорошие машины. Я считаю, что сегодня пять ведущих производителей печатных машин делают их на одинаково высоком уровне. Разницы никакой нет, это все pr-акции производителей. В этой ситуации для нас, покупателей, намного важнее становятся вопросы стабильности работы машин, которые напрямую связаны с уровнем сервисной поддержки. Типографиям необходима стабильность - и работы машины, и поставщика оборудования. Мы слишком много платим денег за собранные по чертежам фрагменты металла, и хотим приобрести партнера, а не сдать больших денег торговцу металлом. «Партнера» для типографии, с которым мы будем вести совместный бизнес. То же самое относится не только к печатным машинам, но и к любому полиграфическому оборудованию.

Фирмы-поставщики оборудования должны сегодня очень серьезно задуматься о своей «партнерской» репутации, а совсем не об отдельных особенностях их печатных машин. Фирма КБА для нас сегодня - хороший партнер. Это совершенно не означает, что мы обязательно приобретем очередную печатную машину у фирмы КБА. Но приобретем мы ее только у хорошего партнера.

Меня, например, серьезно беспокоит, как будет развиваться цифровая печать. Не рванет ли она резко вперед и не умрет ли офсет через 4–5 лет.

ГАРТ: Все может произойти, но офсетная печать в такие сроки, конечно, не умрет. Цифровая печать офсету не противоречит, а успешно его дополняет.

Л. П.: Я надеюсь. Иначе получится, что автомобили уже появились, а мы все еще инвестируем в больших масштабах в гужевой транспорт.

ГАРТ: Леонид, мы часто задаем типографиям вопрос о том, не выгоднее ли было бы сдать все имеющиеся помещения в аренду, получать неплохие деньги, и вообще не заниматься полиграфией? В Москве таких примеров уже несколько, а как в СПб?

Л. П.: Поступить так с полиграфическим предприятием, имеющим столетнюю историю было бы кощунством. «Иван Федоров» - брэнд, известный всем издателям. Опять же, нельзя класть все яйца в одну корзину, необходима диверсификация. В составе холдинга - типография и издательство, которое имеет существенную долю на российском рынке альбомов и календарей. Мы сдаем площади в аренду - это третье направление бизнеса. Сегодня в Питере арендные ставки высоки, но строится большое количество бизнес-центров, и цены на аренду могут в скором времени снизиться. Конъюнктура рынка изменится, и мы на этот процесс повлиять никак не можем. А производство - останется производством. Это долгосрочная перспектива.

ГАРТ: Но мощности по выпуску книг в России избыточные.

Л. П.: Есть разные книги. Мы, например, совсем не занимаемся «чернухой». Нашу продукцию можно поделить на три вида. Печатаем недорогие книги с полноцветными блоками, но конкуренция на этом рынке очень жесткая, типографий, которые могут справится с такими заказами, много. Для подобных заказов, кстати, вполне хватает возможностей последней оставшейся нам от прошлого четырехкрасочной Планеты шестого формата.

Есть высококачественная книжная продукция, которую могут отпечатать немногие. А есть высокохудожественные альбомы, у заказчиков которых бескомпромиссные требования к качеству. Именно на такой продукции всегда специализировался «Иван Федоров». Она и приносит сегодня максимальную прибыль, причем конкуренция на этом рынке не самая высокая. Заказов на них, конечно, хотелось бы побольше.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, я бы хотел сказать, что у нас есть перспективные планы по строительству новой производственной площадки и вывода всего полиграфического производства в пригородную зону. Но это именно перспективные планы, произойдет это не раньше, чем через пять лет.

Вообще, бизнес-процессы в большой типографии требуют совсем не полиграфического образования. Я закончил недавно курсы MBA, это позволило здорово систематизировать те знания, которые у меня были.

ГАРТ: Поздравляем! Интересно, а как живет питерский «Союз полиграфистов»?

Л. П.: Да все нормально, регулярно встречаемся, общаемся. Я считаю, что нам повезло, в Москве такого нет.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства