НОМЕР 2 ФЕВРАЛЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














СКОЛЬКО ЖЕ ИХ БУДЕТ

Мы решили, что мы не будем делать очередной тотальный подсчет и вычисление долей отдельных производителей на рынке. В этом нет смысла. Кому интересно, каких устройств в прошлом году было продано больше - Creo или ECRM? И тех, и других было много.

Америку мы не открываем, наша полиграфия развивается точно так же, как и западная. Возьмем один из самых «ситипизированных» рынков - финский. Полтора года назад мы уже публиковали в ГАРТе его оценки. Он и тогда был самым продвинутым во всей Европе. Теперь появилась очередная информация. Сравнение получается интересным. За полтора года количество установок СТР выросло со 130 до 204. Общее годовое потребление пластин - с 2,7 млн до 3 млн м2. Доля пластин СТР - с 60 до 80%. Такое впечатление, что кто-то специально подбирал цифры, хотя источники информации разные. Факт, что сегодня среднее потребление пластин для СТР в Финляндии - 1 тыс. м2 в месяц. И точно таким же оно было полтора года назад.

Попробуем предположить, как будет развиваться наш рынок. По предварительным оценкам, объем импорта пластин в Россию в 2004 г. превысил 8 млн м2. Исходя из текущего потребления пластин СТР 90 тыс. м2 в месяц, получаем уровень «ситипизации» нашей страны в районе 13,5%. На начало 2004 г. этот параметр был в два раза ниже. В европейских странах он колеблется от 40 до 80%. Давайте делать ставки, каким этот параметр окажется у нас в начале 2006 г. Предположим 27%. Попробуем посчитать. Для этого необходимо либо удвоить количество установок систем и сохранить при этом среднее потребление 1 тыс. м2 на устройство, либо увеличить в два раза количество потребляемых каждым устройством пластин. Насчет удвоения числа устройств есть некоторые сомнения. По крайней мере, если это число удвоится, среднее потребление пластин на устройство точно сократится. Насчет удвоения потребления пластин существующими устройствами - тоже не стоит тешить себя надеждами. Ясно, что рост «ситипизации» будет идти под влиянием обоих факторов - и количества, и потребления.

Как было сказано в одном из интервью этого номера, в начале года будут установлены системы СТР в типографиях с потреблением традиционных пластин в несколько тысяч м2 в месяц. Но реальное потребление пластин для СТР в них все равно не превысит 1,5–2 тыс. м2. Хотя это хорошо - они смогут компенсировать установки, делающие в месяц всего несколько сотен м2. Вообще, общее число типографий, реально и регулярно потребляющих более 1 тыс. м2, в России не так велико. Возьмемся предположить, что их несколько сотен. Скорее, даже 200–300.

Самый большой потенциал одного устройства у специализированных газетных СТР с производительностью 100 и более форм в час. Но максимальное потребление одного устройства в крупнейшей российской газетной типографии меньше 4 тыс м2. Больше просто не нужно. Но иметь одно устройство для такой типографии не очень логично. Необходимо дублирование, а с приобретением второго СТР потребление тутже сокращается в два раза - до 1,5–2 тыс. м2. Есть всплески, относящиеся к специфическим производствам - например, к наружной рекламе. Там бывало потребление 7 тыс. м2 в месяц. Но это исключение, да и в одной такой типографии, по нашим сведениям, скоро появится второе устройство СТР.

Попробуем рассмотреть перспективы «ситипизации» рынка по секторам. Отметим, что количество типографий в том или ином секторе определялось по преобладающему виду выпускаемой ими продукции.

ГАЗЕТНАЯ ПЕЧАТЬ

Видимо, это самый бодрый на сегодня сегмент российского рынка. Он развивается высокими темпами, и количество типографий в нем растет. Понятно, что строить сегодня новую газетную типографию без одной или двух систем СТР нельзя.

Но что касается существующих газетных типографий и мифа о том, что им требуется очень много систем СТР очень большого формата, то это именно миф. Мы провели небольшое исследование, и получилось, что больших газетных машин в России около 20. Большинство - не в Москве. И почти половина их владельцев уже приобрели устройства СТР.

Самое интересное, что есть случаи, когда такая газетная типография приобретает обычную систему СТР полного формата, а не «очень большого». Мы поговорили с руководителем одной из таких типографий, и стала понятна интересная вещь. Основной бизнес для региональной газетной типографии сегодня - печать цветных газет. Именно это производство им выгодно развивать. Большие же машины были в советские времена предназначены для печати сумасшедших тиражей обычных, черно-белых. Сегодня эти мощности не очень востребованы, но даже это не самое главное. Типографии на печати таких газет зарабатывают на самом деле копейки, которые не позволяют вложить дополнительные средства для покупки СТР очень большого формата. А обещания правительства сократить количество газет, получающих дотации от государства, до одной на регион делает перспективы регионального рынка дешевых газет совсем грустными.

ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ

Здесь, видимо, все ясно. После газетных типографий журнальные на втором месте по логичности приобретения СТР. Если говорить о типографиях, имеющих рулонные печатные машины, то подавляющее их большинство системами СТР уже обеспечены. Правда, их немногим больше 10. Преобладает на этом рынке термальная технология. Новые журнальные типографии, как грибы, не растут. Если появятся в этом году два–три реальных проекта, то это будет большим шагом вперед. Потребление пластин у самой загруженной из этих типографий составляет в хороший месяц 2,5 м2 на одно устройство.

Специализированных журнальных типографий с листовыми машинами тоже не так много. В основном они расположены в Москве и СТР в них уже есть. За исключением тех, которые никогда не имели собственного участка допечатной подготовки. Им до сих пор проще брать у клиентов пленки, но перспективы продаж здесь очень хорошие, и потребление пластин в таких типографиях достаточно большое.

ПРОИЗВОДСТВО КНИГ

Это сектор с самой низкой прибыльностью производства, особенно если говорить о недорогих книгах. Тем не менее, есть установки СТР и здесь. Не совсем понятна, конечно, экономическая сторона таких приобретений. Как типография, печатающая черно-белые книги, может окупить систему стоимостью, скажем, 150 тыс. евро? Как окупить существенно более дорогую новую переплетную линию, более понятно. Опять же в книжном производстве регулярно делается допечатка тиражей, приходится, видимо, перевыводить пластины... Потребление пластин крупными производителями книг в нашей полиграфии очень существенное, если не сказать максимальное. Переработать на одном устройстве СТР 10 тыс. м2 в месяц нереально. Теоретическая максимальная производительность при круглосуточной работе у быстрой системы СТР «всего» 20 тыс. м2 в месяц. Поэтому, видимо, СТР приобретаются для некоторой части работ, которые выполняет типография.

УПАКОВКА И ЭТИКЕТКА

В этом секторе ситуация совсем простая. Потребляется очень много бумаги и картона, но тиражи достаточно длинные. Поэтому потребление пластин у одного из крупнейших производителей упаковки может составлять 1,5–2 тыс. м2. Правда, это именно тот объем, который оптимален для покупки системы СТР. И заказчики со своими пленками в таких типографиях, видимо, редкость. Примеры установок уже есть, и их число, видимо, будет расти.

КОММЕРЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В1

В Москве типографий с машинами полного формата не очень много. В регионах, за редким исключением, их практически нет вообще. Московские почему-то раздилились приблизительно пополам. Первая половина уже приобрела системы СТР, вторая - пока нет. Потребление пластин в таких типографиях - 1,5–3 тыс. м2. Видимо, скоро мы услышим о новых установках систем СТР в этих типографиях.

КОММЕРЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В2

Возможно, этот сектор будет развиваться высокими темпами - он сегодня очень актуален для поставщиков оборудования. Типографий, печатающих рекламно-коммерческую продукцию на многокрасочных полуформатных машинах, видимо, около сотни. По крайней мере, так кажется после получасового раздумья и просмотра базы подписчиков. Потребление пластин в таких типографиях, правда, в среднем существенно меньше 1 тыс. м2.

КОММЕРЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В3

Типографий с малоформатными печатными машинами на этом рынке достаточно, но есть вопрос, насколько актуально для них приобретение СТР. Я готов согласиться, что новый комплексный региональный проект с многокрасочной малоформатной машиной может комплектоваться вместо фотовыводного устройства маленькой системой СТР. Но давайте представим себе объем потребления пластин такой типографией. 200 м2? 300? А инвестиции в систему? Хотя в регионах цены на печатную продукцию пока не московские, поэтому там еще можно, видимо, нормально работать и окупать даже такое оборудование, как системы СТР.

Кстати, мы тут посчитали, и получается, что в Москве для небольшой типографии, которая не имеет своего фотовыводного устройства, выгоднее выводить в сервисном бюро не пленки, а сразу пластины. При этом экономить время, зарплату монтажисток, электроэнергию. Процессор для пластин тоже, кстати, не нужен. Видимо, в Москве скоро появится еще пара устройств СТР в таком коммерческом использовании. Предположим, что в Москве одних только машин GTO 52 - несколько сотен секций. Скажем 250. Пусть каждая делает десяток приладок в день, тогда требуемый объем форм - грубо говоря, 500 м2. В день! Большинство этих типографий системы СТР себе не купят, но с удовольствием будут пользоваться сервисом по выводу пластин. А сколько в нашей столице тех самых Ромайоров...














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">








































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства