НОМЕР 1 ЯНВАРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














ВОТ ТАКОЙ ЯНВАРЬ!

История, начавшаяся в августе 2004 г. после опубликования отчета Dundee Securities, в котором перспективы акций канадской компании Creo были оценены как пессимистичные, имеет свое продолжение. Мы уже писали, что группа миноритарных акционеров крупнейшего производителя термальных систем СТР, в сумме владеющая 6% акций, пытается отправить в отставку текущий совет директоров и руководство фирмы. Для этой цели они накануне выборов совета директоров «обрабатывают» остальных акционеров.

Правда, кризис уже миновал благодаря активным усилиям этого самого руководства. В 2004 финансовом году оборот Creo вырос на 10% и составил 635 млн долл., а предполагаемый оборот первого квартала 2005 финансового года (на самом деле это четвертый квартал 2004 календарного года) должен увеличиться на 13% по сравнению с оборотом прошлого года. Результаты квартала должны быть объявлены второго февраля. Видимо, они не будут сильно отличаться от предполагаемых.

Так причем же здесь финал да еще и предвыборной гонки? Очень просто: 10-го февраля пройдет одновременно и очередное, и внеочередное собрание акционеров Creo, на котором будут объявлены результаты выборов нового совета директоров компании. То есть наступил самый ключевой момент гонки. Миноритарии разослали свои предложения по новому составу и путям выхода из кризиса. Текущее руководство, естественно, в своем циркуляре камня на камне не оставила от их предложений. Как нам кажется и та, и другая сторона использует pr-методы различных градаций серого. Такое впечатление, что за этим процессом наблюдает все канадское бизнес-сообщество. Аналитики с разных сторон делают комментарии. Идет большая тусовка, результаты которой очень скоро станут известны. Но почему-то кажется, что миноритарии не пройдут.

Мы уже говорили, что аргументы финансовых консультантов на высокотехнологичном рынке должны работать лишь отчасти. Снизив цены на продукцию, существенно сократив расходы на исследования и отказавшись от производства пластин (а именно это предлагают миноритарии), можно получить хороший сиюминутный эффект, но в перспективе если не убить, то существенно ухудшить вполне нормальный бизнес Creo. В общем, посмотрим, что будет.

Кстати, в январе фирма Creo объявила о начале поставок формного материала для машин с непосредственным экспонированием пластин. Это рулонный полимерный материал, экспонируемый ИК-излучением, используется в Quickmaster DI, Ryobi 3404DI (и аналогах последней машины, предлагаемых другими производителями). Еще несколько лет назад такой материал выпускала только одна американская фирма - Presstek. Однажды втянув Heidelberg в дело производства Quickmaster DI, фирма Presstek очень неплохо себя чувствовала, имея патенты на производство для них формного материала. Монополия длилась более 10 лет. Цены на формный материал Presstek были очень высокими, что существенно сдерживало рост объемов продаж печатных машин computer-to-press и рост объемов печати на уже установленных машинах. В конце 1999 г. к существовавшим уже игрокам на рынке DI-машин присоединился такой гигант, как Xerox с машинами фирмы Adast. После этого у Presstek дела пошли совсем в гору. Но, эти крупные клиенты такие непостоянные... Найдя другие пути выхода на полиграфический рынок, Xerox от продаж этих машин отказался.

С точки зрения технологии, производство этого формного материала - процесс не самый сложный для тех, кто занимается производством термальных офсетных пластин. Фирма Heidelberg неоднократно пыталась найти альтернативного производителя. По некоторым данным, в конце концов Presstek продал крупнейшему немецкому производителю печатных машин лицензию на производство формного материала.

Теперь с аналогичным материалом на рынок выходит фирма Creo. Сам-то рынок не очень большой. В 2003 г. продажи расходных материалов Presstek составили «всего» 53,2 млн долл. Но и у Creo объем продаж пластин для СТР пока 77 млн долл., а прибыльность нового бизнеса, вероятно, во много раз выше. Интересно, они договорились или нет? Creo, конечно, почти в десять раз больше, чем Presstek, но для последней авторитет и размер не указ. В 2003 г. в Германии она подала в суд на FujiFilm якобы за нарушение своих патентов в области полимерных формных материалов.

Кстати, на фоне всех этих новостей цена акций Creo колеблется в широких пределах. На графике можно увидеть максимальную цену, которую давали за них 15 января. В этот момент возникли слухи о том, что Eastman Kodak вот-вот объявит о покупке Creo. Не объявил. Пока.

НОВЫЙ KODAK

Глобализация - процесс неизбежный, кто-то кого-то постоянно покупает и продает. Правда, на фоне сделки с компанией Gillette, за которую Procter&Gamble готов отдать десятки миллиардов долл., наши околополиграфические события не столь масштабны, тем не менее. Мы уже писали о том, что если уж кто-то и купит Creo, то это будет именно Kodak, который увеличивает свои цифровые активы. Хотя ему бы сначала стоило бы разобраться с имеющимися уже компаниями. Как в воду смотрели.

Не секрет, что любой бизнес, будь то продажа или поставка самой высококачественной продукции, не имеет шансов на жизнь, если у него нет развитой системы продаж этой самой продукции.

Компания Eastman Kodak, которая рвется (по другому просто не скажешь) на полиграфический рынок приняла в середине января если не историческое, то одно из очень важных в своей многолетней истории решений. Она выкупает долю Sun Сhemical в совместном предприятии Kodak Polychrome Graphics (KPG). Доли обоих участников были равные - по 50%. KPG было создано в 1998 г., и является на сегодняшний день одним из трех крупнейших мировых производителей офсетных пластин.

Оборот KPG составил по результатам 2004 г. 1,7 млрд долл. Основная его доля - офсетные пластины. Кроме того, по каналам KPG продается фототехническая пленка Kodak, объем которой ежегодно сокращается. В 2003 г. он сократился на 14%, снижается потребление и цены. Есть еще цветопробные системы, но на фоне общего оборота их показатели не так существенны. По информации Kodak, у компании KPG хорошая прибыльность и не было убытков на протяжении последних четырех лет. Неплохой показатель. Сумма сделки по покупке доли Sun Chemical составляет 817 млн долл. и будет выплачиваться частями до 2013 г.

Странно, что заплатят так мало за компанию, которая активно работает на рынке, который последние годы демонстрирует существенный рост. Конечно, для Sun Chemical KPG - актив непрофильный, но прибыльный. Видимо, Kodak мог бы выложить и больше, чем половина годового оборота совместного предприятия. Все это наводит на мысли о том, что партнеры СП уже давно все спланировали. Один (Sun Chemical) решил развивать свое производство, а второй (Kodak) - систему продаж. Конечно, с этим приобретением вырастет оборот Kodak, который составил в 2004 г. 13,5 млрд долл, но, на наш взгляд, это не главная цель. Мы уже говорили о том, что фирмы, приобретенные этой компанией в последнее время, нормальной системы продаж на полиграфическом рынке не имеют. Encad со своими плоттерами все равно не конкурент компании HP, которая в любой момент может обрушить этот рынок и один раз так уже сделала. Струйные системы печати Versamark - вообще вещь из не самого близкого будущего и к полиграфии отношения пока не имеет. NexPress всегда продавался Heidelberg, собственной системы продаж у этой фирмы, видимо, не было. С приобретением KPG фирма Kodak получает готовую систему продаж именно на полиграфическом рынке. С разветвленной сетью представительств и дилеров по всему миру. Причем, сеть прибыльную. С этим ее можно только поздравить.

После новости о переходе KPG к фирме Kodak следующая стала подтверждение наших мыслей. Kodak планирует провести внутреннюю реструктуризацию. Создается подразделение, которое объединит KPG, Encad и NexPress. Возглавит его руководитель KPG Джеф Джэкобсон. Kodak Versamark останется в стороне как отдельное подразделение. Объединение, перестройка, кадровые назначения... Когда только все это докатится до российского рынка...

ПУТЬ SUN CHEMICAL

Что же теперь делать Sun Chemical с теми деньгами, которые будут регулярно поступать на ее счета? Компания вышла из достаточно перспективного бизнеса, и это говорит о том, что есть еще более перспективный. На фоне растущих цен на исходные компоненты, сокращающейся прибыльности практически во всех секторах производства печатных красок и усиливающейся тенденцией глобализации на этом рынке крупнейший производитель стоит сегодня перед выбором.

Самыми модными темами сегодня являются УФ-краски для различных способов печати, чернила для струйной цифровой печати и разработка токопроводящих красок для печати тэгов RFID. С УФ-красками у большинства производителей уже все более-менее нормально, а последние два направления на инвестиции в несколько сотен миллионов долларов никак не тянут.

Что же, приобрести одного–двух производителей «обычных» печатных красок и сэкономить за счет объема закупок? На самом деле, конечно, прошли те времена, когда объем продаж Sun Chemical во много раз превосходил объем ближайшего конкурента. Три года назад к лидеру «подтянулся» Flint Ink, теперь альянс ANI и BASF. «Японцы», кстати, тоже увеличили объемы своих продаж.

Ходят слухи о том, что на продажу выставлена часть фирмы Sicpa. Та, которая занимается «простыми» красками. Ее предполагается продать для того, чтобы спокойно жить за счет спецкрасок (security inks), используемых в производстве специальных видов продукции: банкнот и ценных бумаг. Sicpa является признанным лидером в этом секторе. В конце 2002 г. она уже усилила свои позиции, «обменяв» свои производства красок для рулонной офсетной печати с сушкой и без сушки (publication inks) на перешедшие к Flint Ink после объединения с Gebruder Schmidt подразделения, занимавшиеся производством спецкрасок.

Есть еще варианты: можно вложить деньги в производство компонент красок для того, чтобы снизить себестоимость. Конечно, нефтяные месторождения для этого покупать необходимости нет, но «присосаться» к нефте- и газопроводу и поконкурировать с химическими гигантами вероятно можно. Правда, это уже совсем другой бизнес. Причем, как утверждают знающие люди, менее прибыльный.

Дальше можно расширять «территориальное присутствие». На сегодняшний день есть три основных рынка печатных красок. Самый большой - европейско-среднеазиатско-африканский (на языке англомыслящих менеджеров EMEA). Второй - американский, который включает обе Америки: и Северную и Южную. Третий - рынок Юго-Восточной Азии. На самом деле, все три очень отличаются друг от друга. Не только объемами и ценами на краски, но еще и стандартами, которые используются для офсетной печати.

Сегодня взоры всех производителей расходных материалов направлены на рынок Юго-Восточной Азии. Потенциал его роста оценивается как очень высокий. Но производители вынуждены продумывать сразу две стратегии. Первая - как увеличить поставки или даже организовать производство красок в странах с быстрорастущей экономикой, а вот вторая - как защитить европейский и американский рынок от поставок дешевых азиатских красок. Простой пример, который сегодня волнует всех и в Европе, и в России - не самый крупный индийский производитель, который за последний год существенно увеличил свою долю на рынках европейских стран. Включая, кстати, Россию.

Есть еще одна проблема, решение которой пока не найдено: Монголия, она где? Некоторые глобальные производители относят ее к нам (к ЕМЕА), другие - нет. Надо уже решить этот вопрос. Но краски, вообще-то - тема третьего, а не первого номера ГАРТ. Так что мы пару месяцев посчитаем, а потом опять нарисуем «блины» с долями разных производителей.

КРАСКИ FUJI

У январской истории есть продолжение. 19 января стало известно, что FujiFilm приобретает компанию Sericol - английского производителя красок. Эта новость заставила главного редактора надолго задуматься по нескольким причинам. Двенадцатый в списке журнала Ink World мировой производитель печатных красок с оборотом в 275 млн долл. (оценка того же журнала) был куплен за очень небольшую сумму в 123 млн фунтов (231 млн долл. по текущему курсу). Sericol - мировой лидер на рынке красок для трафаретной и чернил для струйной печати. Кроме того, эта компания специализируется еще и на УФ-красках для различных способов печати. Все перспективные продукты в портфеле есть, почему же фирма продается, причем не за самые адекватные деньги? Не понятно.

Интересно, кто эту фирму приобретает. Нет слов, FujiFilm - очень большая корпорация. Возможно, она хочет усилить свои позиции на полиграфическом рынке. Но на наш взгляд, расчет должен быть на существующую систему продаж для продвижения продуктов вновь приобретенного предприятия. А здесь нет никакой стыковки. Дилеры FujiFilm работают на рынке офсетной печати. Насколько нам известно, у Sericol даже нет УФ-красок для офсета, мы уже не говорим о традиционных красках. Их, естественно, тоже нет.


Что, японцы придумали новый способ выхода на новые рынки? Такой ортогональный - купить кого-то, с кем совсем не пересекаешься. Вполне возможно. Зачем покупать японского производителя красок, который здесь вот, рядом, и умеет продавать только в Японии и на Юго-Азиатском рынке? Лучше купить английского с развитой сетью производств и представительств. У Sericol, кстати, три производства: в Англии, США и Австралии. Зачем ввязываться в низкорентабельные бизнесы по производству офсетных красок? Это то же самое, что и пластины. Кстати, FujiFilm расширяет свое производство пластин в Голландии. Планирует установить там еще одну линию. Инвестиции составят около 40 млн евро. Видимо, теперь и фотополимерные СТР-пластины FujiFilm будут производиться в Европе, а не в Японии.

Кто-то отказывается от непрофильных активов, а кто-то их приобретает. Насчет «непрофильного»: конечно, крупнейшие игроки на рынке, если можно так сказать - многопрофильные корпорации. Они могут себе многое позволить. В том числе приобрести что-нибудь непрофильное, в расчете на то, что потом его можно будет выгодно продать или сделать вполне профильным.

Что, теперь будет модно производить и пластины, и краски? Если взять трех крупнейших игроков, то оборот FujiFilm - 24,2 млрд долл., Kodak - 13,5 млрд долл., AGFA - 4,2 млрд евро. Оборот владельца Sun Chemical, японской Dainippon Ink, составляет 9 млрд долл., но это реально крупнейший игрок на рынке красок, у которого на полиграфию приходится менее половины оборота. Остальные компании, занимающиеся производством печатных красок, существенно меньше. Что же, нам теперь ждать очередной передел рынка, и следующего производителя красок приобретет Kodak или AGFA? Посмотрим, но на первый взгляд кажется, что пока это не тенденция, а всего лишь интересное явление. Правда, пока. Что будет дальше - посмотрим.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">












































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства