НОМЕР 11 НОЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Тема номера
Борис Александрович
КУЗЬМИН

Межрегиональная ассоциация
полиграфистов
Президент

ГАРТ: Борис Александрович, поделитесь своими соображениями о проблеме кадров в полиграфии.

Б. К.: Проблема эта существует уже давно и неоднократно обсуждалась на разных уровнях, но почему-то только в одном аспекте «МГУП и отрасль». А ведь вуз никогда не ставил перед собой задачу выпустить готовых специалистов! В зависимости от интересов, студентам давалась введение в специальность, а дальше обучение закреплялось практикой на производстве. Был также институт молодых специалистов, который защищал выпускников вузов юридически и создавал определенные условия для того, чтобы человек мог продолжить специализацию. А в дальнейшем предполагалось еще и повышение квалификации. Сегодня же все хотят получить готовые кадры.

Молодые специалисты никому не нужны. Это то, что касается высшего образования.

ГАРТ: А что со среднеспециальным образованием?

Б. К.: Разрушена система перехода от подготовки рабочих кадров к специалистам среднего и высшего звена, а ведь любая типография начинается с высококвалифицированных рабочих, в первую очередь, печатников. Раньше, когда на вооружении типографий было однотипное оборудование, а учебные заведения имели необходимую материальную базу, подготовка универсальных печатников сложностей не вызывала.

Современная же техника требует совсем другой системы обучения. Она развивается очень высокими темпами, и научить обращению с ней в тех же лицеях не могут - не позволяет ни материальная база, ни уровень преподавательского состава. В настоящее время готовить печатников заново гораздо легче, чем переучивать тех, кто печатал, например, на машинах «Планета» - их ставят на современную машину, а они по привычке начинают «учить» ее печатать. И это не просто отдельное мнение, это уже тенденция. К такому выводу приходит любое предприятие, проводящее перевооружение.

Более того, считается, что печатник, поработавший на машинах фирмы «МАН Роланд», не может работать на машине фирмы «Гейдельберг» и наоборот. Поэтому задача подготовки печатников ложится на плечи поставщиков оборудования.

Думаю, при соответствующей реорганизации лицеи могли бы готовить высококвалифицированные кадры с опытом эксплуатации современной техники. Но это сложный вопрос, и проблема поддержки среднего профессионального образования в целом по стране. Без государственного решения с места ее сдвинуть нельзя, так же, как продолжает оставаться открытым вопрос с высшим образованием. Однако я считаю, что в государственной системе образования накоплен огромный опыт, и нельзя допустить, чтобы он пропал даром. Его можно эффективно использовать и сегодня.

ГАРТ: Именно поэтому МАП стал инициатором проекта по созданию учебного центра в Чехове?

Б. К.: Да. Мы знаем, как оснащены центры всех ведущих производителей печатных машин, как методически построена эта подготовка, но пока на рынке существует некоторая разобщенность. Конкуренция и «перетягивание одеяла на себя» не позволяют спокойно обсудить возможность создания общего учебного центра, хотя, наверное, другого пути для этого нет.

Созданный при поддержке производителей и поставщиков полиграфического оборудования, учебный центр должен давать базовые знания и навыки, необходимые для работы на современной печатной машине. Важно только, чтобы была методическая и материальная база, кадровый состав.

ГАРТ: Давайте поговорим об этом подробнее. Откуда, например, возьмутся преподаватели такого центра?

Б. К.: Я долгие годы проработал в системе образования, и мне кажется, для человека нет ничего более значимого, чем передавать свои знания другим, видеть и оценивать результаты. К сожалению, сейчас уровень заработной платы преподавателей совсем невысокий. Будь по-другому - это привлекло бы огромное количество хороших специалистов, которым по каким-либо причинам сложно работать в ритме современного производства. Жизнь ведь сурова, и не все могут выдержать такой напряженный график в сочетании с высокой ответственностью. А бывает, что человек испытывает потребность в творческой работе, в реализации своих идей, а на это не хватает времени из-за загрузки на работе. Огромный опыт этих людей мог бы принести пользу, и проблема образования решалась бы совсем по-другому.

ГАРТ: Ну а учебная литература? Можно ли использовать при обучении наших студентов переводные методические и учебные материалы?

Б. К.: Однозначного ответа я бы давать не стал. С одной стороны, на выставке GraphExpo в Чикаго я видел огромное количество учебно-методической литературы! Там масса центров и издательств, которые на ней специализируются. Причем это не описания общего характера, а литература, адаптированная к определенным полиграфическим профессиям, технологиям, оборудованию. Она бы нам очень пригодилась. Ведь у нас студенты МГУП до сих пор учат химию по Глинке, а потом, зная учебный курс, вынуждены адаптироваться к конкретным полиграфическим технологиям.

Но с другой стороны, зарубежная литература - не панацея. Она написана для другой школы. В ней используется описательный принцип. Там нет ни обоснования, ни анализа каких-то процессов - только фиксация. Все книги, которые издаются за рубежом, просто «фотографируют» современное состояние и переносят на бумагу. У нас же всегда давалось хотя бы сравнение: можно делать так, а можно по-другому, с достоинствами и недостатками каждого метода. Не хотелось бы это потерять. И люди, способные писать, у нас есть, но сейчас им это не нужно, потому что цена времени слишком велика. Ведь хорошая книга - это продукт не одного года.

ГАРТ: Но самое важное - это современное оборудование?

Б. К.: Да. В Чехове дело остановилось на стадии оснащения - предлагали, как правило, китайское оборудование, а это не то. Проблему ведь надо решать комплексно. Ставить и печатную машину, и допечатное оборудование, готовить механиков, печатников, технологов. Но эту идею мы не оставляем, ведь Чехов - традиционный межрегиональный центр. Правда, на помощь государства в этом вопросе рассчитывать не приходится.

ГАРТ: Оно совсем не заинтересовано в подготовке кадров для отрасли?

Б. К.: Министерство печати было последним «оазисом» государственной полиграфии. В последние годы в этом секторе мы наблюдали все большую концентрацию власти в руках центра и урезание прав высшего менеджмента предприятий. Видимо, это делалось для того, чтобы продемонстрировать нерезультативность такой формы управления. Мне кажется, что общая система была разрушена сознательно. Министерство ее не поддерживало.

ГАРТ: Что же дальше?

Б. К.: Хотя в подчинении министерства было всего 65 предприятий, за ним оставалось общее руководство отраслью. Теперь идет приватизация этих предприятий, и еще не известно, останутся ли они типографиями. Мы стоим перед вопросом, что собой будет представлять полиграфическая отрасль и останется ли она в том виде, который имеет сейчас? Ведь просто набор предприятий отраслью еще не является. Да и вообще, надо понять, самостоятельная ли это отрасль, а если нет, то частью какой из отраслей она является? Ведь полиграфическая продукция очень разнообразна: газеты, журналы, этикетка, упаковка, реклама и т. п. А четкой специализации сегодня не существует, потому что есть очень много предприятий, где делается и то, и другое, и третье. Невозможно «оторвать» полиграфию и от издательского бизнеса. Но ведь издательскому бизнесу не интересны проблемы производства упаковки! Что же тогда нас объединяет? Рынок оборудования, технологии, кадры?

ГАРТ: Как Вы считаете, что можно сделать в такой ситуации?

Б. К.: Сейчас нужно сохранить накопленный опыт корпоративного движения и решить несколько задач.

Первая - это создание информационно-аналитического центра, потому что с каждым днем потребность в анализе рынка, тенденций его развития растет. Почему мы не можем решить вопросы налогов и импортных пошлин? Потому что у нас нет статистических данных. Вернее, они есть, но только по 65 предприятиям, которые по удельному весу на рынке составляют всего около 15%.

Вторая задача - создание крупных отраслевых предприятий и структур, потому что из одних мелких отрасль состоять не может. Должна быть какая-то база.

Третье - необходимо создать в отрасли более представительную, чем МАП, организацию. Ее основой должны стать региональные ассоциации, которые затем может объединить союз. Нужна мощная организация, какие есть во всех развитых странах. Она будет и ассоциацией работодателей, а в дальнейшем и саморегулирующимся объединением. Такой союз будет способен принимать участие в решении законодательных вопросов, осуществлять защиту бизнеса и его продвижение, сумеет объединить и издательско-полиграфические комплексы, и упаковочные предприятия в одну систему в интересах развития рынка печатной продукции и полиграфических услуг.

ГАРТ: Что же мешает?

Б. К.: Конечно, на это нужны деньги, но не только. Нужны и новые люди. Не лидер, так хотя бы несколько, которые работают по определенным направлениям и заинтересованы в решении вышеперечисленных вопросов. Если они найдутся, лет через пять все может измениться.











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



















































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства