НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">







Тема номера
Олег КВАСОВ
«Полимат»
Директор

ГАРТ: Олег, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя бизнес по производству календарей и чем занимается компания, которую Вы возглавляете?

О. К.: Начнем с того, что календари, грубо говоря, состоят из того, что печатается и всего остального, то есть аксессуаров. Специфика календарного бизнеса заключается в его сезонности: полиграфисты год ждут этого замечательного времени, а заказчики почему-то весь год забывают о том, что оно - короткое и тянут до последней секунды. Но есть и другая сторона медали: если курсоры или проволока могут и полежать на складе, то календарные блоки и датированные ежедневники - продукт «скоропортящийся».

Печатью календарей в нашей группе компаний занимается типография «Август Борг», а «Полимат» - это подразделение, которое отвечает за аксессуары к ним. Основной бизнес - это производство и продажа двойной спирали, но есть и другие направления.

Например, «Август Борг» производит широкий ассортимент календарных блоков - 27 типоразмеров и цветов. А компания «Полимат» их заказывает и реализует. Блоки действительно уникальные - четырехкрасочные, девяти цветовых гамм, включая металлизированную. Сейчас на рынке появились похожие, но это только подражания. Продажи растут, потому что эта продукция - действительно качественная. Вообще, ассортимент у нас достаточно широкий - его можно будет увидеть на выставке «ПолиграфИнтер».

«Полимат» - компания молодая. Средний возраст сотрудников - 30 лет. Нам пришлось все поднимать с нуля, и заниматься этим было очень интересно.

ГАРТ: Как подбирался персонал?

О. К.: Я считаю, нам просто повезло с командой, которая сейчас у нас работает. За очень короткий срок мы стали сплоченным коллективом. Наши машины для производства двойной спирали настолько уникальны, что найти кого-то, кто работал именно в этой области, сложно. Операторов производства пришлось обучать с нуля. Все они пришли из разных отраслей, почти все по образованию - механики-наладчики.

ГАРТ: Процесс скрепления календарей пружиной в крупных типографиях сегодня полностью автоматизирован или все еще используется труд «бабушек»?

О. К.: Есть автоматические линии для скрепления календарей пружиной. Положил блок бумаги, а на выходе получил календарь. Но они позволяют производить только часть продукции. И, по нашим оценкам, эта часть - меньше 50% рынка.

Есть автоматы для выполнения отдельных операций. Научиться перфорировать - не проблема, научиться закрывать односпиральные перекидные настенные календари или простые квартальники - тоже не проблема. Вся автоматика для этого существует. Проблемы начинаются с трехспиральными календарями. Автоматизировать этот процесс не может никто, поэтому доля ручного труда здесь довольно велика. А российский заказчик чаще всего предпочитает именно такие календари. Они составляют 20–30% от общего количества.

В типографию «Август Борг», например, набираются временные работники на календарный сезон. В прошлом году набрали человек 40–50, в этом планируется 50–60. Будут сформированы четыре бригады, которые чередуются и заполняют собой все рабочее время кроме воскресенья. И это еще надо администрировать! Но ничего не поделаешь, в этом тоже специфика календарного бизнеса.

ГАРТ: А много ли предложений на рынке оборудования для скрепления?

О. К.: Достаточно много. На сегодняшний день хорошо известны такие брэнды, как Renz, JBI и Relicart. Они делят рынок на три части. А в России появилась компания «Лобачевский», которая тоже производит такое оборудование. Так что сейчас больших комплексов по Москве и области установлено уже немало - может быть, 30–40.

ГАРТ: В этом году Вы стали продавать еще и оборудование. Зачем? Ведь предложений на этом рынке и так много.

О. К.: Да, сейчас мы заключили соответствующие соглашения с группой «Копитан» и фирмой «Лобачевский и компания», а также с компанией «РуссКом». Единой хорошей линейки, по нашему мнению, не существует, поэтому будем выступать, как интеграторы.

У нас есть стремление, выражаясь «высоким штилем», предоставить полный спектр услуг. Если мы продаем все аксессуары для календарей, то мы должны продавать и те машинки, с помощью которых их можно скрепить.

У нас большой производственный опыт и мы чувствуем, насколько это важно, потому что много временных рабочих, а техника хоть и не очень сложная, но все равно техника. Как любой печатник, если у него что-то не получается говорит: «У меня плохая бумага», как любая монтажистка говорит: «Плохой вывод», так и здесь: плохая проволока, плохие пикколо, плохие курсоры...

Если у заказчика возникла проблема с расходными материалами, с машиной или, извините, с руками, то наш специалист может подъехать, посмотреть, что-то исправить, наладить, настроить. Естественно, это легче делать с той техникой, которую ты знаешь, а это та техника, которую ты продаешь.

ГАРТ: Ну а как обстоят дела на рынке аксессуаров для календарей?

О. К.: По всем расходным материалам для календарей рынок переходит на продукцию отечественных производителей. Достаточно сказать, что на сегодняшний день больше 90% курсоров делаются в России. Рынок этот довольно большой, по нашим оценкам, около десяти миллионов курсоров в год. Про ригели не могу сказать точно, но от 30 до 50% - также российского производства.

На рынке пружин на сегодняшний день наши производители импорт еще не вытеснили, но монотонно этим занимаются. Покупка нами второй машины, а затем третьей - мы собираемся это сделать - фактически приведет к тому, что 70% пружин будут изготавливаться в России. Импорт останется, потому что есть люди, которым это почему-то нравится больше. Это их право.

ГАРТ: Много ли компаний работает на этом рынке?

О. К.: На сегодняшний день мы видим следующих основных игроков: группа «Копитан», компания «Гевариус», «Сидосе», ну и ваши покорные слуги - компания «Полимат». «Гевариус» продает как проволоку российских производителей, так и импортную. А собственное производство проволоки - это «Копитан» и «Полимат».

Я не знаю, кто крупнейший, но вот эта четверка - серьезный кусок рынка. И среди этой группы у нас прекрасное взаимопонимание, прекрасные отношения, взаимопомощь и прочее, что тоже очень важно.

ГАРТ: Значит, есть какие-то договоренности, как этот рынок делить?

О. К.: Да, существует определенная внутренняя договоренность между участниками рынка. Он специальный, узкий и поэтому очень хрупкий.

ГАРТ: А если придет новый игрок?

О. К.: Смысла особого нет. Когда несколько лет назад мы и «Копитан» одновременно запускали машины для производства пружин, стоимость катушки проволоки в розницу доходила до 300 долл. За год цены упали в два раза по вполне понятным причинам. Ясно, что если возникнет третий игрок, они еще в два раза упадут и тогда рентабельность станет слишком низкой по сравнению с вложением капитала в какой-либо другой бизнес. А техника дорогая. У нас две таких машины, и стоят они около 300 тыс. евро каждая. Купил три машины - и миллиона как ни бывало. И расходные материалы дорогие.

Вообще, сегодня рентабельность производства аксессуаров для календарей становится соизмеримой с тем, что есть в полиграфии. Чудес не бывает! Все выравнивается.

Рынок двойной спирали фактически будет состоять из двух участников, потому что больше просто не нужно. Ведь Европу тоже обеспечивают всего три компании.

ГАРТ: Что, по Вашему мнению, будет происходить с этим рынком дальше?

О. К.: Несколько лет назад рынок календарей оценивался в 50 млн. За это время он мог и вырасти, хотя цены на эту продукцию упали. Я думаю, что кардинально рынок не изменился. Ну, может быть, стал 60–65 млн. Могу предположить, что через пару лет он начнет очень сильно падать по ценам, рушиться. А учитывая, что появилась сравнительно недорогая отечественная техника, количество владельцев оборудования с каждым годом будет только расти. Выживут все, но сезонность уйдет, а значит и сверхприбыли тоже. В этом ничего плохого нет.

«Сливки» будут еще года два. Именно у типографий. Но их сейчас набралась критическая масса, и через несколько лет цены уйдут процентов на 20–30 вниз. Возможно, этот год - последний или предпоследний. Но это у типографии прибыль станет падать, а у «Полимата» будет расти объем продаж. Этим-то и хорош такой бизнес.







 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства