НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">







Тема номера
Олег ДОКИН
Map Paper
Заместитель генерального
директора

ГАРТ: Олег, мы стараемся не упускать из вида рынок бумаги и почти в каждом номере публикуем какую-то информацию о нем. По нашим подсчетам, российский рынок мелованных бумаг практически не вырос в первой половине этого года. А как дела у Map?

О. Д.: У нас за этот год прирост составил 30%. Ну а для оценки рынка в целом лучше всего за основу расчетов брать таможенную статистику, как это делает ГАРТ. Она очень близка к действительности. На сегодняшний день пытаться схитрить на таможне несолидно и невыгодно. В итоге обойдется дороже. Ставка очень высокая - репутация компании.

ГАРТ: Тем интереснее Ваше заявление: рост на 30% в ситуации, когда объем рынка увеличился незначительно - это большой успех!

О. Д.: Да, большой. Думаю, надо немного рассказать о том, как складывались дела у Map в предыдущие годы. До 2000 г. мы были офисом продаж шведского концерна Modo Paper, и поэтому не могли продавать никакие чужие торговые марки. Из мелованных бумаг у нас была SilverBlade, а из офисных - DataCopy. Бумага SilverBlade делалась на небольшой бумажной фабрике в шведском поселке Сильвердален, расположенном на берегу живописной речки. Фабрика эта старая, ей уже тогда было около 150 лет. Менять там что-то, а тем более проводить обновление производства оказалось нерентабельным. Фабрика была вынуждена закупать бумагу-основу у нескольких поставщиков. Это сказалось на качестве. Клиенты жаловались, поступали рекламации. Началось все это еще в 1998 г., и поскольку мы не могли предложить никакой альтернативы, то стали терять долю рынка в сегменте мелованных бумаг для полиграфии. А продажа мелованной бумаги была и остается для нас стратегической сферой деятельности.

После слияния в 2000 г. Modo Paper и Metsa Serla перед нами была поставлена одна задача - повышение прибыльности предприятия. Поэтому сейчас у нас развязаны руки, и мы свободны в выборе производителей. Благодаря этому, в нашем ассортименте появились новые сорта мелованных бумаг. Теперь мы можем в полной мере обеспечить качество поставляемой продукции и улучшить обслуживание клиентов. Начиная с 2000 г. мы увеличили свою долю, наверстали упущенное и сейчас продажи быстро растут.

ГАРТ: Вы продаете в основном продукцию европейского концерна M-Real и бумагу корейского производства?

О. Д.: Да. Из полиграфических сортов это корейская бумага Neoart, хит продаж последних двух лет, и бумаги производства M-Real - Euroart и Galerie One. Для нашего портфолио этот набор вполне достаточен, он перекрывает все ценовые ниши и те потребности клиентов, которые на сегодняшний день есть.

ГАРТ: Вы первыми начали возить корейскую бумагу?

О. Д.: Мелованную - да. Основная проблема, которая раньше останавливала всех, это логистика. Необходимы большие вложения, ведь поставка с завода Shinmorim в Корее до Москвы занимает около 90 дней.

ГАРТ: Это если везти морем. А если железной дорогой?

О. Д.: Мы пробовали и такой вариант, но потом отказались. Дело в том, что азиатский рынок бумаг - очень специфический, там совершено другие плотности, нежели в Европе. Например, есть 127 или 116 г/м2. Я уже не говорю про форматы, которые не имеют ничего общего с европейскими. Для фабрики каждый наш заказ оказывался серьезной задачей - нужно было произвести и отгрузить сразу большую партию бумаги. Поэтому мы поступили так: чтобы обеспечивать оперативные поставки для наших клиентов, сделали склад стандартных для России форматов и плотностей в Эстонии. Одновременно там хранится минимум тысяча тонн мелованной бумаги. Представьте себе поезд, везущий такое количество!

Организация склада потребовала с нашей стороны дополнительных расходов, но с помощью корейских партнеров мы смогли построить такую логистическую схему.

ГАРТ: На российском рынке это самая недорогая бумага?

О. Д.: Да, эта бумага очень популярна и наиболее полно отвечает принципу «цена-качество».

ГАРТ: Кроме мелованной бумаги, Вы занимаетесь и другими видами?

О. Д.: Мы - одно из подразделений Map Merchant Group. Таких подразделений 26, и работают они в 22 странах Европы. Это сеть оптовиков, которая сейчас занимает в Европе третье место. В наш портфель продуктов входят картон, офисные, полиграфические и дизайнерские бумаги.

ГАРТ: А бумагами для рулонной печати занимаетесь?

О. Д.: Да, мы поставляем газетные бумаги шведской фабрики Holmen. Эта продукция востребована. Можно сказать, что газетная печать переживает сегодня второе рождение. Открывается много новых типографий. Газеты становятся цветными, в них появляется все больше рекламы. Но чтобы привлечь рекламодателей, мало напечатать цветные картинки - надо еще и обеспечить определенное качество печати издания. Невысокая гладкость отечественной бумаги не всегда этому способствует. А наша «улучшенная» газетная бумага повышенной гладкости дает очень хорошие результаты. Пользуются спросом высококаландрированные сорта, а также цветная газетная бумага, окрашенная в массе.

ГАРТ: А теперь расскажите про дизайнерские бумаги. Видимо, двумя основными проблемами в этом бизнесе является привлечение клиентов и организация продаж, ведь нередко дизайнерские бумаги покупают полистно, а открытые пачки надо где-то хранить... Как вы эти проблемы решаете и какие у вас успехи?

О. Д.: Вы не упомянули еще об одной проблеме: если на рынок выходит новая коллекция дизайнерской бумаги, то вся она должна быть в наличии на складе продавца. С другими бумагами все понятно - несколько плотностей и все, а здесь у каждой коллекции по 10 фактур, у каждой фактуры до 10–15 плотностей, а у каждой позиции еще и несколько форматов. Если все это перемножить, то получается достаточно большое количество видов. Хранить по одной пачке - глупо, потому что рассчитывать на людей, которые покупают полистно, нерентабельно. Нужно хранить количество, достаточное для серьезного заказа. Если все это перемножить еще и на стоимость дизайнерской бумаги, которая значительно отличается от стоимости офсетной, то опять же получаются очень большие вложения. Тем не менее, какие-то марки мы уже сейчас активно продвигаем на рынке, организуя презентации и семинары.

Если перейти от частностей к общему, я хотел бы подчеркнуть, что наша идея - не просто продавать бумагу со склада, а еще и обеспечивать клиентам дополнительный сервис. Наши базовые клиенты - это средние и мелкие типографии, которым держать большие запасы на своих складах невыгодно. В этой ситуации они рассчитывают на нас и уверены, что мы вовремя привезем им необходимое количество той или иной бумаги. Вот такая сверхзадача: быть всегда под рукой, привезти бумагу соответствующего качества вовремя и в необходимых количествах. И это полностью отвечает философии нашей компании: «Быть путеводителем в мире бумаги» (MAP. Your paper guides).

ГАРТ: Планы на будущее - оптимистичные?

О. Д.: Да, и для этого есть основания: как Вы знаете, для экономики Европы настали не лучшие времена - стагнация. В некоторых странах даже падает потребление мелованной бумаги. В Германии, например, прошла волна банкротств крупнейших типографий со столетней историей. В общем, положение бумажных оптовиков в Европе - достаточно тяжелое. Если у нас рост измеряется десятками процентов в год, то там 2–3% - уже хорошо.

В связи с этим взоры владельцев нашей компании были наконец-то обращены на рынки России и СНГ. Руководство концерна стало серьезно рассматривать Россию как перспективный рынок. Сейчас этот вопрос обсуждается, и мы ожидаем, что инвестиции будут. В первую очередь, они нужны нам для строительства складского комплекса европейского уровня, который бы отвечал современным требованиям.

ГАРТ: В чем это будет выражаться для конечных клиентов?

О. Д.: Мы сможем предложить им больший ассортимент бумаги и картона, обеспечить необходимый сервис.

ГАРТ: Как, по Вашему мнению, будет развиваться российский бумажный рынок в дальнейшем?

О. Д.: Для обоснования предполагаемых инвестиций мы делали план до конца 2008 г. Это потребовало от нас большой аналитической работы: кто сегодня основные игроки, как они себя чувствуют, как развиваются, кто поставщики, как развиваются клиенты - на все эти вопросы мы постарались ответить. В результате наметились некие ориентиры. Например, мы прогнозируем, что рынок импортных офисных бумаг будет развиваться очень медленно - 3–5% в год. Это связано с ростом собственного производства офисной бумаги в России.

Будет расти рынок полиграфических бумаг, потому что строительства комбинатов, которые будут производить высококачественную мелованную бумагу, в России в ближайшее время не предвидится.

Мы также прогнозируем большой рост сектора текстурных бумаг, потому что растет рынок рекламы и всевозможных дизайнерских услуг.

Бурно растет рынок упаковки, поскольку развивается пищевая промышленность. Будет рост импорта упаковочных картонов, но не такой большой, потому что российские и украинские комбинаты частично покроют спрос на мелованные сорта. Конечно, будет расти спрос на самоклейку и самокопирку, потому что осваиваются сферы их применения, которые в Европе уже давно освоены.

ГАРТ: Интересный прогноз. Если судить по российскому рынку упаковки, на который сейчас выходят многочисленные иностранные производители, возникает ощущение, что крупные западные бумажные оптовики тоже могут обратить внимание на Россию. В результате все закончится покупкой ими российских оптовиков?

О. Д.: Да, такой вариант возможен, ведь новой компании очень трудно выйти на рынок - гораздо эффективнее воспользоваться готовой системой сбыта.

Еще одна причина в том, что доходность бумажного бизнеса падает из года в год, и нам кажется, что частным российским инвесторам скоро станет неинтересно вкладывать огромные средства в этот бизнес и получать за это относительно небольшие доходы. Таким образом, самым логичным шагом станет появление на российском рынке крупных бумажных оптовиков, имеющих опыт работы и прямые связи с производителями высококачественной бумаги и картона.







 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства