GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 9 СЕНТЯБРЬ 2003

Обложка текущего номера


 

Архив
 

Поиск
 

Обсуждение
 

Об издании
 

Подписка
 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">







Тема номера
Леонид Маркович
ПЕРЕЛЬ

Бюро графического дизайна
«Акопов: Дизайн и Реклама»
Технолог

ГАРТ: Леонид Маркович, Вы обещали рассказать о том, как развивалась оперативная полиграфия в нашей стране.

Л. П.: Следует начать с термина «оперативная полиграфия». Он использовался только у нас, и с момента своего появления совершенно не соответствовал действительности. О какой «оперативности» (скорости выполнения работы) можно говорить, если до конца 80-х гг. для того, чтобы что-либо напечатать, даже визитку, нужно было предварительно получить разрешение цензуры? Размножить или скопировать что-либо внутри своей организации - только с разрешения специально уполномоченного на то сотрудника. На получение такого разрешения мог уйти целый день. Не случайно еще мои институтские преподаватели говорили, что самая оперативная полиграфия - это издание газеты. Действительно, в газете к 9–10 вечера сдавали рукопись в набор, в 12 ночи начинали печатать тираж, а к утру он был готов.

Мы реально понимали под «оперативной полиграфией» комплекс относительно несложных технических средств, позволявших в условиях конкретной организации размножать или печатать малыми тиражами небольшие по формату и объему, простые по тоно- и цветопередаче материалы. А во всем мире это называли копировальной техникой, малым офсетом, офисной техникой, офисным дуплицированием.

ГАРТ: Но Вы лично принимали участие в процессе рождения «оперативной полиграфии»?

Л. П.: Совершенно верно. Так получилось, что я, окончив в 1961 г. технологический факультет МПИ и отработав некоторое время в типографии «Правда», попал в одну из первых организаций, занимавшихся проблемами разработки и внедрения средств и материалов для копирования и размножения документации. Заметьте: только документации, ибо при плановом хозяйстве, как все помнят, не было проблем сбыта товаров и услуг, и поэтому не было необходимости в рекламных материалах.

ГАРТ: С чего же все началось?

Л. П.: Историю возникновения «оперативной полиграфии» в нашей стране следует отнести почти на пятьдесят лет назад. Тогда единственным способом размножения текстовых материалов оставалась перепечатка на пишущей машинке через копирку: пять экземпляров на обычной бумаге, шесть-восемь - на папиросной. Для размножения графической документации применялось копирование на специальную светочувствительную бумагу, так называемую «синьку». Сначала оригинал вручную копировали тушью на кальку, потом «синька» экспонировалась на просвет через кальку в копировальной раме и проявлялась в парах аммиака, налитого на дно простого жестяного бака. Зачастую для экспонирования рамы выставлялись летом на солнце. Зимой применяли дуговые угольные фонари.

Ну а различного рода многостраничные инструкции и описания издавались с помощью высокой печати: набор ручной или на линотипе, печать на тигельной машине. До поры всех это устраивало и никаких новых разработок в этой области не велось.

ГАРТ: Что же заставило начать разработки?

Л. П.: Потребности промышленности, в первую очередь, оборонной, и прикладной науки. Кроме того, наступил момент, когда машинистки и копировщицы стали составлять чуть ли не треть штата организации.

Кажется, в 1960 г. было принято специальное правительственное постановление о разработке и изготовлении средств и материалов для копировально-множительной техники. Выделили деньги, определили разработчиков - тогда это делали просто и быстро.

ГАРТ: И проблему оперативности удалось решить?

Л. П.: Смотря, что под этим понимать. Сами средства сделали достаточно быстро, то есть технические возможности появились. Другое дело, что оперативности никакой не получалось - все эти машины стояли за железными дверями с кодовыми замками.

ГАРТ: На Западе в это время уже были копировальные аппараты, основанные на принципах электрографии?

Л. П.: Конечно. Первые электрофотографические устройства для изготовления офсетных печатных форм на алюминиевых или специальных бумажных формных пластинах появились в США в конце Второй мировой войны. С них в СССР и скопировали знаменитый аппарат ЭРА–1. А первый конторский копировальный аппарат Xerox 914 появился на рынке США в 1959 г.

У нас, в НИКФИ, в 1949 г. после проведения специальных исследований электрографию сочли делом бесперспективным, «буржуазной выдумкой». Время было такое - шла борьба с низкопоклонством перед Западом. К слову, знаменитая фирма IBM в свое время тоже отказалась вкладывать средства в электрографию - посчитала невыгодным.

В СССР аппараты Xerox впервые были представлены широкой публике, кажется, в 1964 г. на специальной выставке в Политехническом музее. Мы смотрели на них, как на чудо. Начиная с этого времени их стали понемногу приобретать наши внешнеторговые организации.

ГАРТ: А в Союзе не пытались «скопировать» Xerox?

Л. П.: Делалось много попыток создать отечественный «ксерокс», но из этого ничего не получилось. Причин много, одна из них - отсутствие листовой, точно порезанной, упакованной и стандартной по качеству бумаги - той, что теперь называется офисной. Главной же причиной было, по-моему, отсутствие должной культуры производства на заводах-изготовителях.

Но мы отвлеклись. К началу 70-х в большинстве организаций были созданы структурные подразделения, которые имели «джентльменский набор» оборудования: наборно-пишущую машинку, устройство для ручного крупнокегельного набора (ведь тогда не было персональных компьютеров); электрографические аппараты «ЭРА» для получения нескольких копий и изготовления офсетных форм, и РЭМы - для копирования чертежей на рулонную бумагу, светокопировальные аппараты, несложное переплетное оборудование.

Для тиражного размножения использовались всем известные офсетные машины «Ромайор», которые ежегодно сотнями закупались в Чехословакии. Ограниченно использовалась ротаторная печать - предшественница современной ризографии. Своих печатных машин-ротаторов не было, их ввозили из Англии и Дании. Вот это и была оперативная полиграфия тех лет. Было бы правильнее называть ее «организационной», ведомственной, потому что она решала конкретные задачи конкретного предприятия и не работала «на сторону».

ГАРТ: С тех пор прошло много времени и сегодня все по другому...

Л. П.: Да. С концом планового хозяйства и резким сокращением госсектора «организационная» полиграфия практически умерла. Зато сегодня множество копировальных центров, где все могут размножить и документы, и чертежи, и рекламные материалы, изготовить визитки, бланки. Я бы вообще не стал говорить о полиграфии «оперативной» и классической, малоформатной или малотиражной. Сейчас могут быть только два определения: полиграфия хорошая и не очень хорошая.

ГАРТ: Справедливости ради, надо сказать, что даже в Москве есть организации, где до сих пор используется то, старое оборудование.

Л. П.: Возможно, хотя не очень понятно, как они существуют. Это означает, что даже в Москве еще есть заказчики, которые не могут заплатить деньги за высококачественную полиграфию. Видимо, их вполне устраивает качество, которое получается, когда офсетные формы сделаны на «ЭРА». Ведь есть продукция, которая по определению не требует высокого качества печати. Серьезную конкуренцию таким технологиям оказывают ризографы.

ГАРТ: Появились еще и цифровые печатные машины.

Л. П.: Да, появились. Мы изредка прибегаем к их услугам, но без большого энтузиазма. Цифровая печать имеет свои минусы. Особенно они проявляются, как мне кажется, при изготовлении акцидентной продукции: визиток, бланков, конвертов. Изображение какое-то «вялое», на бумагах с резко выраженной фактурой линии рваные. Нет той «звонкости», которая должна быть на визитке. При полноцветной печати визитки становятся похожи на фантики.

Мне не хотелось бы начинать дискуссию о качестве цифровой печати - я ее плохо знаю. Здесь также надо сделать скидку на мой возраст и менталитет. У первых цветных копировальных машин, которые я видел еще в начале 70-х, качество было совсем низким. Теперь, конечно, многое изменилось. Молодым, наверное, намного проще - они перейдут на цифровую печать быстрее. Когда появились первые электрографические аппараты, профессиональные полиграфисты тоже относились к ним очень скептически. Но время показало, что это было удачное решение. Точно так же произойдет, видимо, с цифровыми печатными машинами.

ГАРТ: То есть, малоформатный офсет скоро окажется невостребованным?

Л. П.: Я не думаю, что он исчезнет совсем, но позиции свои существенно уступит. Я провел бы такую гастрономическую аналогию: можно утолить голод «на ходу», в системе «фаст фуд», можно перекусить в приличном кафе, можно спокойно и с удовольствием поесть в хорошем ресторане. Так и с «малым офсетом» и ЦПМ - выбор определяется деньгами, вкусом и уровнем запросов. Пока цифровая печать не дотягивает до уровня «обеда в хорошем ресторане».

ГАРТ: Леонид Маркович, в завершение нашей беседы давайте поговорим о том, чем занимается «Акопов: Дизайн и Реклама».

Л. П.: Мы занимаемся хорошим дизайном. Валерий Акопов, еще будучи студентом художественного факультета МПИ, одним из первых всерьез занялся графическим дизайном. Долгие годы возглавлял худсовет «Промграфики». Приверженность традициям классического дизайна сохраняется и по сей день. Ну а хороший дизайн требует и хорошего полиграфического исполнения.

ГАРТ: Где печатаетесь?

Л. П.: В начале 90-х практически все заказы мы печатали в «Экспериментальной типографии». Типография была тогда одной из лучших по оснащению, проще решались проблемы со сроками: я учился вместе с Г. И. Высоцким, ее тогдашним директором. До сих пор говорю об этом не без гордости.

Потом стали печататься в «Новостях», где нас выручали в сложном 1998 г. Сегодня, в основном, работаем с «Альбой» и «Линией-График». Небольшие работы хорошо напечатали в «Сорме» и «Парель». Вообще, очень важны взаимоотношения с типографией, сложились они или нет. От этого зависит очень многое. С «Альбой», «Линией График», «Новостями» и Экспериментальной типографией отношения сложились. Возможно, им нравится печатать наши работы, потому что это хороший дизайн. Кроме того, мы хорошо готовим материал к печати, аккуратно расплачиваемся. Правда, требуем качества.







 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">










































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства