GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 6 ИЮНЬ 2003

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">


















ГЛУБОКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Разговоры о том, что глубокая печать в России нужна, ведутся уже много лет. Об этом говорят и полиграфисты, и заказчики упаковки, и издатели. Не считая типографий, работавших еще в СССР, до недавних пор в России глубокой печати практически не было. Если говорить о производстве упаковки в промышленных масштабах, которому посвящен этот номер, то наиболее ярким проявлением его, видимо, следует считать именно глубокую печать.

Плюсы и минусы

Принцип глубокой печати - один из самых логичных и простых. Он реализуется в рулонных машинах, имеющих необходимое число красочных секций. Каждая секция имеет пару - формный-печатный цилиндр, между которыми осуществляется проводка запечатываемого материала. Глубокой печать называется потому, что в качестве печатных элементов выступают углубления на формном цилиндре, объем которых соответствует необходимой интенсивности растровых точек. Вращаясь в ванне с краской, цилиндр набирает ее в углубления, избытки снимаются ракелем, после чего краска с формного цилиндра переносится на запечатываемый материал. 

К сожалению, за многие годы так и не удалось найти приемлемое технологические решение, способное упростить процесс производства формных цилиндров. Именно его отсутствие и является одним из основных препятствий к распространению глубокой печати, хотя на этот счет существуют и другие мнения. Изготовление форм для глубокой печати - сложный многоэтапный процесс. Сам цилиндр - стальной. Чтобы сделать форму, на его поверхность гальваническим способом наращивается слой меди (так называемая медная рубашка). После наращивания цилиндр подвергают шлифовке и полировке на специальных шлифовальных станках, обеспечивающих самую высокую чистоту обработки поверхности и точно выдерживающих требуемый диаметр цилиндра. После этого на его рубашке создаются печатные элементы - ячейки разного объема. Для этого сегодня используются электроискровые, электромеханические устройства (гелиоклишографы), а также устройства для лазерного гравирования (чаще косвенного, но есть варианты и с прямым гравированием). Цилиндры после нанесения изображения могут хромироваться, также гальваническим способом, тогда их тиражестойкость повышается до нескольких миллионов оттисков.

Зато когда необходимые для заказа формные цилиндры сделаны, можно печатать практически сразу после их установки на машину. Отходы - минимальны, а качество, по сравнению с другими способами печати - максимальное. Причем очень стабильное. Цилиндры могут храниться до повторного тиража и использоваться вновь. Скорость проводки запечатываемого материала у машин глубокой печати обычно высокая - несколько сотен метров в минуту. Отдельные модели могут работать на скорости 0,5 км/ч при ширине полотна в несколько метров. Получается, что это уникальные с точки зрения производительности и качества машины. 

Где же они применяются? Есть три основных области применения машин глубокой печати. 

Журнальное производство Хотя оно не имеет никакого отношения к упаковочной промышленности, его невозможно обойти вниманием в разговоре о перспективах глубокой печати. Нельзя забывать о том, что на некоторых упаковочных производствах до сих пор работают те самые машины глубокой печати, которые в свое время работали на журнальном производстве «Правды». 

До сих пор производство определенных изданий возможно только на больших рулонных машинах глубокой печати. Офсетные журнальные машины с этой задачей не справляются по причине меньшего формата и более низкой производительности. Кроме того, глубокая печать позволяет применять более тонкие бумаги, что является дополнительным экономическим преимуществом. 

Машины для глубокой печати журнальной продукции должны быть оснащены работающими в линию на полной скорости машины средствами для фальцовки, подборки и скрепления изданий. Только тогда преимущества производительности проявятся в полной мере. 

В Европе уже несколько лет наблюдается застой в этом секторе, и мощности типографий недозагружены. В России же на сегодня не осталось практически ни одного работающего журнального производства глубокой печати. Разве что в Новосибирске, но машины, которые были установлены там еще в советские времена, уже не соответствуют современным требованиям. Возможно, производство с машинами глубокой печати скоро появится в типографии «Пресса–1». Там предполагается установить оборудование, приобретенное у одной из европейских типографий. 

На самом деле, всем не дает покоя большой объем импорта в Россиию журнальной продукции, отпечатанной способом глубокой печати в европейских типографиях. Основные импортеры - издательские дома «Бурда» и «7дней». По нашим оценкам, в 2003 г. суммарный импорт продукции глубокой печати этими издательскими домами составит не менее 20 тыс. т. По сравнению с этим объемом, в России доля производства журналов глубокой печатью составляет, видимо, 0%. Из этого следует вывод, что перспективы глубокой печати в этом секторе неплохи. Все будет зависеть от профессионализма менеджеров и мастерства технологов. Если, конечно, найдутся нужные деньги.

Гибкая упаковка 

Еще несколько лет назад производство гибкой упаковки в России практически отсутствовало. Одним из главных предметов спора была обертка для батончиков Mars. Всех интересовало, почему ее импортируют и сколько этот импорт составляет в деньгах. 

Представители транснациональных корпораций отказывались переводить эту упаковку на флексографский способ печати, хотя соответствующие производственные мощности уже несколько лет назад были достаточными. О разнице в качестве флексографии и глубокой печати, видимо, уже написаны целые тома. Апологеты флексо- утверждают, что отличий нет, но заказчики почему-то не спешат переходить на новый способ печати. Что получится, если в соседних странах упаковки Mars будут отличаться по цвету? 

Кстати, один из производителей цифровых печатных машин еще в конце 90-х гг. попросил своих дистрибуторов со всего мира привезти на очередную встречу образцы этикеток и упаковки таких брэндов, как Coca-Cola и Mars. Желающие могут попробовать угадать, что получилось. Это была наглядная демонстрация того, что стабильная печать в четыре краски намного лучше, чем неконтролируемая печать разными смесевыми красками, похожими на «Snickers brown». Конечно, устроители той экспозиции старались выбрать образцы,которые максимально демонстрировали существовавшие проблемы. Возможно, многие из них были подделками, но тем не менее... 

Видимо, качество флексографской печати в гибкой упаковке сегодня на самом деле максимально приблизилось к качеству глубокой. Но эти способы подразумевают разную допечатную подготовку - флексографский требует намного более квалифицированной технологической проработки. Возможно, это пока и останавливает заказчиков. Ведь дизайн упаковки повторяется не всегда. Бывает, что производитель вносит в него изменения в соответствии с рекламной акцией или просто со сменой сезона.

Что касается конструктивных особенностей, то машины глубокой печати для производства гибкой упаковки практически не требуют послепечатного оборудования. Печать ведется из рулона в рулон. Затем готовая продукция ламинируется, если это необходимо, и разрезается на рулоны нужной ширины и длины. Эти операции производятся на отдельных машинах. 

Сходные линии используются для печати обоев и ламинатов для мебельной индустрии, но это - продукция достаточно далекая от традиционной полиграфии, поэтому не будем отклоняться от темы.

В России за последние два года появилось несколько производств гибкой упаковки, оснащенных новыми машинами глубокой печати. Одно из них - очень большое, с тремя новыми широкорулонными машинами и современным участком допечатной подготовки. 

Оценить объем производства этого вида продукции в России, тем не менее, очень сложно. Можно лишь привести два факта. В 200 г. объем импорта в Россию гибкой упаковки компанией Mars LLC Russia составлял, по нашей информации, около 5 млн долл. В 2002 г. он составил 3 млн. Объем импорта фабрики «Большевик» за два года сократился с 600 до 200 т.

Производство картонных коробок 

Применительно к России следует читать: «сигаретной упаковки». Рулонные машины глубокой печати для этой продукции имеют ширину около 800 мм и разнообразные секции отделки, подключенные в линию. 

Видимо, производство упаковки для табачных изделий - одно из самых «промышленных» среди производств упаковки. По крайней мере, общий объем импорта этого вида продукции составляет около 50 тыс. т. 

Мы неоднократно обращались к оценке долей импорта готовой продукции из этого сектора и производства ее в России. Результат пока неутешительный: очень большая доля сигаретной упаковки делается за рубежом. Остальное - на предприятии Amkor Rentch в Новгороде Великом, которое входит в структуру крупного мирового производителя сигаретной пачки - компании Amkor. Там установлены уже три линии для производства сигаретной пачки, но не новые, а перевезенные из тех стран, где у Amkor бизнес не пошел. 

Основной клиент компании Amkor - British American Tobacco. Правда, по нашей информации, пока на этом предприятии производится только простая продукция, а пачки для сигарет класса «премиум» импортируются из Польши и Германии.

Еще одно предприятие, Westvaco Eastprint, создано при участии крупного мирового производителя упаковки - американской компании MeadWestvaco. Здесь в конце прошлого года установлена новая линия для печати сигаретной упаковки. По нашей информации, на момент сдачи номера в печать эта линия была введена в эксплуатацию, хотя производство еще не начато. Предполагаемый партнер Westvaco Eastprint - это Philip Morris.

На проблемы с производством формных цилиндров для печати сигаретной пачки накладываются еще и проблемы изготовления оснастки для тиснения и высечки. Это дополнительные этапы, требующие высокотехнологичного оборудования и соответствующих специалистов. 

Пока эта оснастка импортируется из-за границы. Большинство установленных в России линий имеют секции не для ротационной, а для плоской высечки, тем не менее, оснастку для них - так называемые «сэндвичи» - также делают пока только за границей. 

Судя по той информации, которой мы обладаем, рассчитывать быстро выйти на рынок производства сигаретной упаковки новому российскому производителю не стоит. 

Нам известно, что в России сегодня на различных стадиях проработки находятся несколько проектов, связанных с созданием таких производств, но крупнейшие мировые производители сигарет (а им сегодня принадлежат все более или менее крупные табачные производства в России) имеют своих постоянных партнеров, которые делают для них упаковку по всему миру. 

Даже если истратить около 10 млн долл. на пару новых линий и необходимую инфраструктуру, наверняка потребуется сертификат ISO 9001, а борьба за его получение отнимет еще не меньше года... Тем не менее, хотелось бы пожелать «нашим» успехов.

Машины глубокой печати идеально подходят для сигаретной упаковки, где повторяющиеся тиражи - самое обычное дело. Кстати, на этих же линиях можно производить и этикетку. Для массовых сортов пива она так и делается. Опять же, за границей. Причем этикетка «Золотой бочки» печатается глубокой печатью в шесть красок.

В качестве эпилога

Еще один интересный факт: в апреле принято Постановление Правительства РФ № 210 «О внесении изменений и дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации». В соответствии с этим постановлением, введен новый код ТНВЭД - 4810929001. Под ним через границу может следовать «картон мелованный, в рулонах шириной более 29 см, с массой 1 м2 не менее 180 г, но не более 250 г и толщиной не менее 200 мкм, но не более 350 мкм». Для товаров, импортируемых под этим кодом, постановление определяет в три раза меньшую ставку таможенной пошлины - 5%. 

Некоторые из тех, кто пытается лоббировать интересы российской полиграфии, попробовали было приписать эту заслугу себе, но фактически это сделано для того, чтобы защитить «бедные» международные табачные компании, потому что рулонный картон в такой спецификации в России на 95% потребляется именно производителями сигаретной упаковки. 

Правда, справедливости ради надо отметить, что послабление сделано пока только на 9 месяцев. Видимо, кто-то хочет понять, что в результате такого действия может родиться.

ТИПИЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДУКЦИИ, 
ИЗГОТОВЛЕННОЙ СПОСОБОМ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ

ИД «Бурда» - одно из самых крупных издательств России. Российская «Бурда» начиналась в 1987 г. как совместное предприятие. В 1995 г. было создана дочерняя фирма, 100% акций которой принадлежит Hubert Burda Media. Первым иностранным журналом в России был Burda. Сейчас издательский дом выпускает журналы: Cool, «Вот так!», «Лиза», Cool Girl, Oops!, «Лиза. Мои любимые животные», Oops!, «Лиза. Кроссворды», «Круто», «Мой прекрасный сад», «Добрые советы», «Лучшие рецепты», «Дом в саду», «Мой ребенок», «Лиза Гороскоп», «Мой уютный дом», «Автокаталог», «Отдохни!», «АвтоМир», «Anna «Приятного аппетита!», «Burda «Приятного аппетита!», Burda, «Разгадай!», MINI, Playboy, Verena, «Цветы в доме», Chip, «Даша», «Правдивые истории», «Сделай паузу!»

Mars LLC Russia - rрупнейший мировой производитель пищевых продуктов и кормов для домашних животных вышел на российский рынок в 1991 г. В августе 1995 г. в Ступино началось производство батончиков Mars, а на другом заводе в этом же районе - различных кормов для домашних животных. В 2002 г. в Новосибирске был открыт еще один завод по производству кормов для животных.

Mars LLC производит в России продукцию следующих торговых марок: Mars, Snickers, Milky Way, Bounty, Twix, Fint, M&M's, Derzhava, Rondo, Skittles, Tunes, Starburst, Pedigree, Chappi, Kitekat, Whiskas. 

«БАТ Россия» - один из лидеров российского табачного рынка. Инвестиции «Бритиш Американ Тобакко» в российскую экономику к 2003 году превысили 400 млн долл. «Бритиш Американ Тобакко» открыла свое представительство в России в 1991 г. В 1994 г. «БАТ Россия» приобрела контрольный пакет Саратовской табачной фабрики и московской табачной фабрики «Ява». В 1996 г. произошло объединение российских подразделений компании в единую группу «Бритиш Американ Тобакко Россия», а в 1999 г. - слияние «Бритиш Американ Тобакко» с «Ротманс Интернэшнл». «БАТ Россия» стала владельцем «Ротманс-Нево» - одного из самых современных предприятий в табачной отрасли. «БАТ Россия» производит продукцию под маркой: Kent, Vogue, Pall Mall, «Ява Золотая», «Ява», Alliance, Lucky Strike, Dunhill, Rothmans, State Express 555, Dallas,«Прима», «Астра» и «Космос».



















 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">








































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства