GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 5 МАЙ 2003

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">





СВЕРИМ ДАННЫЕ

Я сомневаюсь, что есть кто-то, кому полностью ясны результаты работы полиграфической отрасли в 2002 г. Во всяком случае, не совсем понятно, из каких данных нужно исходить, чтобы оценки получились близкими к истине. Например, по информации Госкомстат, в первом квартале 2003 г. объем производства российской полиграфии сократился более чем на 10% по сравнению с этим же периодом 2002 г. Это заставляет в очередной раз усомниться в объективности оценок.

Мы решили посчитать несколько статей импорта, исходя из данных таможенной статистики, и попробовать сопоставить результат с цифрами, полученными из других источников, чтобы дать читателям информацию к размышлению.

МЕЛОВАННЫЕ БУМАГИ

Этот показатель мы считаем регулярно, поскольку, на наш взгляд, он является одним из самых объективных критериев оценки состояния рынка. Еще с начала прошлого года ввоз мелованных бумаг попал под пристальное внимание таможенных служб, поэтому можно предположить, что таможенная статистика по нему ближе всего к истине. Правда, среди бумаг, классифицируемых как мелованные, присутствуют рулонные журнальные легкомелованные бумаги, листовые бумаги многократного мелования и этикеточные бумаги с односторонним мелованием. Выделить долю каждого из этих видов в таможенной статистике практически невозможно. 

Как видно из приведенных диаграмм, общий импорт мелованных бумаг в 2002 г. сократился на 3,5%. Напомним, что в 2001 г. рост импорта составил почти 40%. Здесь необходимо учитывать начавшийся в конце 2000–начале 2001 г. бумажный таможенный кризис. В первом квартале 2003 г. импорт мелованных бумаг снизился, по сравнению с этим же периодом 2002 г., уже на 26%. Вероятно, это также результат таможенных проблем. Посмотрим, что будет дальше.

Необходимо отметить стабильно высокие (18%) темпы, которыми рос объем потребления бумаги типографией «Алмаз-Пресс» в прошлом году. Объем импорта составил 21 тыс. т. В 2002 г. производство продукции достигло 40 млн. долл. В первом квартале 2003 г. «Алмаз-Пресс» импортировал на 33% больше мелованных бумаг, и объем составил 6,0 тыс. т. Это не менее 25% российского потребления импортной мелованной бумаги. 

Все это говорит о том, что, в связи с уверенным ростом потребления рулонных легкомелованных бумаг, импорт листовых бумаг в 2002 г. остался, по всей видимости, на уровне 2001 г., а в начале 2003 г., возможно, даже уменьшился. И это лишний раз подтверждает, что ситуация на рынке рекламно-коммерческой продукции складывается не самым лучшим образом. 

Основной вопрос, который сегодня волнует большинство игроков этого рынка, каков же его объем в денежном выражении? Российская ассоциация рекламных агентств оценивает рынок рекламной полиграфии в 2002 г. в 1 млрд долл. Если предположить, что цена продажи печатной продукции выше стоимости бумаги в среднем в три раза, а объем импорта листовой мелованной бумаги составляет 70–80 тыс. т, то получится, что объем производства рекламно-коммерческой продукции и малотиражных журналов составляет всего лишь около 300 млн долл. в год.

МЕЛОВАННЫЕ КАРТОНЫ

Импорт мелованных картонов вырос на 33% в 2002 г. Для сравнения: в 2001 г. эта цифра составила 50%. Это лишний раз подтверждает, что сектор производства упаковки растет. Нельзя, правда, забывать о том, что достаточно большой объем импортируемого картона остается незапечатанным. Характерный пример - элементы сигаретных пачек. 

Главный импортер картона - производитель табачной упаковки «Амкор Ренч» из Новгорода. Его объем составил в 2002 г. около 18 тыс. т. Кроме того, эта фабрика, входящая в структуру одного из крупнейших мировых производителей упаковки, импортирует еще и готовую сигаретную пачку в объеме 3 тыс. т в год. В первом квартале 2003 г. объем импорта мелованного картона фирмой «Амкор Ренч» вырос по сравнению с этим же периодом 2002 г. на 24%, в то время как общий объем импорта мелованного картона остался на прежнем уровне. 

Для того, чтобы разобраться в складывающейся ситуации, необходим детальный анализ импорта упаковочной продукции в Россию.

ГАЗЕТЫ

По предварительной информации, любезно предоставленной нашему изданию Книжной палатой, количество издаваемых в России газет в 2002 г. выросло на 20% и составило 6663 наименования. Это рекордное число изданий за период с 1940 г. Причем количество всероссийских газет выросло совсем незначительно. В то же время, суммарный годовой тираж газет вырос всего на 6%. Видимо, подтверждается тенденция сокращения тиражей, хотя это сложно проверить, потому что декларируемые тиражи изданий далеко не всегда соответствуют реальным. 

Что можно сказать об общем объеме рынка? По оценкам начальника управления МПТР Е. Марголина, входящие в структуру министерства типографии в первой половине 2002 г. печатали 1663 наименования газет (около 25% от общего числа), и выпуск ими газетной продукции составил около 4,5 млрд листов-оттисков, что соответствует 55–60 тыс. т бумаги. 

Импорт готовой газетной продукции составил в 2002 г. 10 тыс. т и 17 млн долл. В 2002 г. объем рекламы в газетах достиг 270 млн долл., а его рост оценивается в 38%. 

ЖУРНАЛЫ

По информации Книжной палаты, всего в России в 2002 г. издавалось 3494 наименования журналов. Это на 5% больше, чем в 2001 г. Импорт журналов в 2002 г. составил 69 тыс. т и 190 млн долл. в денежном выражении. Основной объем импорта приходится на издания ИД «Бурда» и ИД «Семь Дней». Еще один ИД, лидер по продажам рекламы - «Индепендент Медиа» - печатает принадлежащие ему издания в российской типографии «Алмаз-Пресс».

В 2002 г. объем рекламы в журналах составил 420 млн долл. Он вырос по сравнению с 2001 г. на 38%. В первом квартале 2003 г. рост был еще больше - 45%. Это означает, что журнальная реклама практически догнала по темпам самый быстрорастущий сектор рекламного рынка - телевидение. Видимо, такой рост рекламы происходит за счет повышения цен на нее, а не за счет роста объемов и числа наименований изданий. 

УПАКОВКА И ЭТИКЕТКА

Основные тенденции этого рынка, которые удалось заметить в процессе изучения таможенной статистики, таковы: импорт картона растет, а импорт упаковки, соответственно, снижается. В 2002 г. он составил 154 тыс. т. Причем основными импортерами упаковки являются многочисленные табачные фабрики. Удивительно, что все еще очень велик объем импорта гофротары. А вот импорт этикеточной продукции - совсем небольшой. Менее 10 тыс. т.

К более подробному анализу этих статей импорта мы рассчитываем вернуться в следующем номере. 

ДЕЛА ИЗДАТЕЛЬСКИЕ

Эксперты из Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) на этот раз не стали ждать окончания года и подсчитали объем рекламного рынка России за первый квартал. Цифра в 520–550 млн долл. позволяет сделать вывод, что все по-прежнему хорошо. Темпы роста - не ниже 30% в год, что делает рекламный рынок чрезвычайно привлекательным как для российских, так и для зарубежных игроков. Но это - средние темпы. Как и ожидалось, быстрее всего растет рынок телевизионной и журнальной рекламы. Здесь и разворачиваются основные события.

Несмотря на то, что реклама алкогольных напитков на телевидении и в журналах вроде бы запрещена, несколько месяцев назад «Издательскому Дому АФС» удалось выиграть суд у Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). После этого состоялось еще несколько слушаний, в верхних инстанциях, которые юристы АФС выиграть не смогли. И хотя судебные разбирательства еще не закончены, МАП направил обращение в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с просьбой рассмотреть вопрос об аннулировании Свидетельств о регистрации средства массовой информации на журналы Maxim и Premiere, выпускаемые АФС. 

Издательский дом «Индепендент Медиа» выкупил акции своих бывших партнеров по бизнесу - коммуникационной группы VNU и инвестиционной компании «Менатеп». После этого 35% «Индепендент Медиа» приобрела компания «Проф-Медиа», крупный игрок газетного рынка, владеющий акциями «Известий», «Комсомольской Правды», «Советского спорта» и др. Стратегический альянс между крупнейшими издательскими домами может открыть для них новые перспективы в бизнесе, что так или иначе коснется многих игроков газетного и журнального рынков. Первый результат сотрудничества - иллюстрированный глянцевый спортивный журнал «Pro Спорт» - скоро появится на лотках. 

В «Алмаз-Пресс», где печатаются многие издания «Индепендент Медиа», произошли изменения. В мае новый владелец полиграфического комплекса - «Внешторгбанк» (ВТБ) - избрал новый Совет директоров, который принял решение о смене генерального директора предприятия. Вместо Марины Переверзевой «Алмаз-Пресс» возглавил Евгений Окун, ранее работавший инвестиционно-финансовым консультантом ВТБ. Остальные члены руководства компании продолжат свою работу на соответствующих должностях. «ВТБ нацелен на дальнейшее развитие компании, включая новые инвестиционные проекты, и намерен оказать типографии всестороннюю помощь в достижении поставленных перед ней стратегических и финансовых задач», - отмечается в пресс-релизе «Алмаз-Пресс».

Несмотря на то, что газетно-журнальный рынок по-прежнему растет, многие эксперты считают, что читателя перестает устраивать однотипность содержания основной массы изданий, и этот «кризис жанра» рано или поздно даст о себе знать. Все это заставляет издателей искать новые способы подачи, а главное, новые методы подбора информации и темы, ориентируясь на собственный опыт или прибегая к помощи зарубежных коллег.

Например, издательский дом «Логос-Медиа» принял решение закрыть ежедневную газету «День», позиционировавшуюся как новостное издание для жителей Москвы. Как обещается, на смену «Дню», к которому москвичи, видимо, так и не успели привыкнуть, придет издание с новым названием, содержанием и оформлением. 

По непроверенной информации, работу над новым изданием «Логос-Медиа» будет вести в сотрудничестве с немецким издательским домом Axel Springer - владельцем нескольких сотен европейских журналов и газет, в частности, Bild - крупнейшей из газет Германии, принадлежащих к так называемой желтой прессе. Представители компании уже давно и внимательно наблюдают за ситуацией в России и пришли к заключению, что российские издания из этого сектора не отличаются профессиональной подачей материала. Очевидно, упор будет делаться именно на этом аспекте.






 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства