GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 3 МАРТ 2003

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">










Тема номера
Денис Викторович 
ОКУЛОВ

«Окил»
Генеральный 
директор СПб

ГАРТ: Денис, расскажите, с чего начинался «Окил»?

Д. О.: Фирма существует с 1996 г., но производством самоклеящейся этикетки мы занялись только в 1998 г. Сначала была куплена неновая узкорулонная печатная машина, ей было 14 лет. В том же году мы ее продали и купили новую, которую тоже продали, в 1999 г., потому что она была предназначена для печати спиртовыми красками. 

С тех пор парк машин существенно вырос, все они предназначены для печати УФ-красками и покупались только новыми. Все машины производства Nilpeter за исключением одной - трафаретной, фирмы Smag.

ГАРТ: А специализация на самоклеящихся этикетках осталась?

Д. О.: Да, они составляют основной объем производства. 

Преобладают этикетки для косметики, водки, масел, кетчупов и майонезов. Правда, мы делаем еще платинки - крышки для йогурта - в сравнительно небольших объемах.

ГАРТ: Наверное, непросто было начинать в 1998 г., ведь производителей этикетки тогда было уже достаточно много?

Д. О.: Было непросто. В 1998 г. и такого количества заказчиков не было, и мы не располагали такими мощностями, как сейчас. Мы росли вместе с рынком. Сегодня у нас 10 печатных машин. Предприятие функционирует круглосуточно. На производстве всего один выходной - 1 января. Если считать с филиалами, в «Окиле» работают 400 человек. 

Рынок за последние пять лет сильно изменился. Российские производители этикеток, как и европейские, начинают специализироваться на определенных видах продукции, и чем дальше, тем эта специализация будет становиться все более выраженной. Мы, например, специализируемся на этикетках для косметики и водки.

ГАРТ: Имеете в виду специализированное оборудование?

Д. О.: Не только оборудование, но и технологии, и материалы, и система продаж. Правда, и оборудование в большинстве своем специализированное под конкретный вид этикетки - как правило, «очень многокрасочное» и использующее несколько способов печати. А на десятикрасочной машине просто невыгодно печатать четырехкрасочный дизайн. Большую часть наших работ составляет печать по самоклеящейся пленке, а типографии, у которых отработаны технологии и есть оборудование для этого, можно пересчитать по пальцам одной руки.

В России реально работающих заводов алкогольной продукции около десятка, и их требования к качеству этикеток очень высокие. Фактически, только мы можем предложить им этикетки, которые их удовлетворяют.

ГАРТ: Что представляет из себя сегодняшний российский рынок самоклеящейся этикетки? Когда-то он был фактически поделен между пятью типографиями.

Д. О.: По моим оценкам, доля «Окил» составляет 15%, примерно такую же долю имеет другой производитель. Еще три типографии делят между собой 15–20% рынка, а сто или даже больше компаний борются за остальное. Правда, самые выгодные и платежеспособные клиенты поделены между теми самыми пятью типографиями. 

ГАРТ: То есть Вы работаете с самыми выгодными заказами?

Д. О.: Да. Можно сказать, что зарабатывать деньги на производстве этикетки в России сегодня непросто. Есть только отдельные сектора, где прибыльность еще достаточно высокая. Мы эти сектора находим и занимаем. Рынок растет за счет появления новых крупных потребителей этикетки. А весь остальной рост происходит в секторе дешевой продукции, который нас не интересует. 

Около трети нашего оборота - заказы для московских клиентов. У нас семь филиалов по России, самый дальний - в Новосибирске. Причем Ростов-на-Дону, например, в основном потребляет водочную этикетку, Поволжье - пищевую. Остальные регионы имеют смешанное потребление. 

Филиалы помогают сдерживать рост производителей этикетки в регионах. И здесь большую роль играют наши технологические возможности. Таких нет ни у одной региональной типографии.

Каждый филиал имеет радиус действия 500 км. Новосибирский, например, охватывает и весь Кузбасс. 

ГАРТ: Ну и как в Сибири с потребителями самоклеящейся этикетки?

Д. О.: Пока не очень, сибирский рынок напоминает Центральную Россию 3–4 года назад.

ГАРТ: Чувствуется на рынке импорт самоклеящихся этикеток?

Д. О.: Он снизился практически до нуля. Объективных причин для заказа самоклеящихся этикеток за границей сегодня не существует.

ГАРТ: На нашем рынке есть как дорогие машины, к которым относятся Nilpeter и Gallus, так и менее дорогие. Как Вы считаете, могут ли владельцы последних конкурировать с такой типографией, как Ваша?

Д. О.: Я считаю, что распространенность по России именно машин Nilpeter и Gallus связана с тем, что активно работают продавцы именно этих марок. Так сложилось. Есть в мире и другие производители, которые на российском рынке представлены намного слабее, но оборудование у них тоже хорошее. Хорошая машина отличается от плохой тем, что если ее поддерживать в нормальном техническом состоянии, она проработает 10–15 лет. А есть машины, которые через год приходят в полную негодность. С такой, конечно, не очень поконкурируешь.

ГАРТ: Вы не собираетесь заняться производством гибкой упаковки, как некоторые другие типографии-производители этикеток?

Д. О.: Нет, не собираемся. 

ГАРТ: Сейчас многие говорят о том, что в полиграфии кризис неплатежей.

Д. О.: Да, я тоже слышал о том, что поставщики об этом говорят. Но ведь это они «избаловали» рынок, когда в процессе конкуренции давали типографиям кредиты. Они приучили к этому типографии, которые могли переходить от одного поставщика к другому, накапливая долги дальше. Типографии, в свою очередь, давали кредиты своим заказчикам. Заказчики тоже избаловались, и сейчас стало ясно, что они не очень хотят расплачиваться. В результате типографии физически не могут расплатиться с поставщиками. Это кризис, и типографиям потребуется немало времени, чтобы опять научиться получать деньги от заказчиков вовремя. Только когда все будут требовать денег, а заказчики начнут платить, ситуация стабилизируется.

Поставщики оборудования сегодня меняют политику и уже не предлагают машины в кредит. Видимо, скоро и с кредитами на расходные материалы ситуация изменится. 

ГАРТ: Но для поставщиков Россия сегодня - очень важный рынок, ведь в Европе все по-прежнему плохо?

Д. О.: Да, в Европе на всех рынках наблюдается стагнация, но есть один, который растет - это рынок гибкой упаковки и самоклеящейся этикетки. Сегодня на нем происходят глобальные технологические изменения, качественный скачок. Появляются новые технологии, которые позволяют занять новые ниши. 

В качестве примера можно привести рулонный офсет с применением сливов (sleeves), новые водовымывные формы, валы и краски. Я думаю, флексография в ближайшее время полностью убьет высокую печать, а офсет будет соперничать и с флексографией, и с глубокой печатью одновременно.

Использование новых технологий может дать одной типографии преимущества перед другими. Мы, кстати, готовим сюрприз для рынка. Наверное, все удивятся, когда узнают, какие новые продукты «Окил» сможет производить в ближайшее время. 

ЗАЧЕМ НУЖНЫ НОВЫЕ ФЛЕКСОГРАФСКИЕ МАШИНЫ

Флексографская техническая ассоциация США провела среди своих членов опрос, чтобы выяснить, для каких целей они планируют покупать в 2003 г. флексографские машины. Результаты опроса приведены на диаграмме. 

Нужно отметить, что судя по ответам, большинство (55%) членов американской ассоциации планирует приобрести именно узкорулонные машины. 











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



















































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства