GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 1 ЯНВАРЬ 2003

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">




Тема номера
Ирина Владимировна 
СТЕПАНЯН

Издательско-полиграфический колледж
им. Ивана Федорова 
Директор

ГАРТ: Ирина Владимировна, нам бы хотелось, чтобы главной темой этого интервью были кадры, ведь их сегодня в полиграфии не хватает. Вы как директор колледжа должны ориентироваться в этой проблеме. Что ожидает отрасль? Кто придет в типографии?

И. С.: Я работаю директором колледжа относительно недавно, с декабря 2001 г., но до этого 11 лет проработала директором Центра довузовской подготовки МГУП, поэтому хорошо представляю себе эту проблему. 

Сейчас существует несколько тысяч типографий и издательств. Наш колледж выпускает в год 350–400 специалистов. Но это - по всем специальностям, включая редакторов и бухгалтеров. Это очень мало, чтобы пополнить кадры отрасли, ведь она находится сейчас на этапе развития. Кроме того, есть старые типографии, в которых работает очень много пожилых людей. Например, я была на производстве, где начальником брошюровочно-переплетного цеха работает женщина, которой 75 лет. А бывает наоборот - в штате очень много необученных молодых людей.

Специалисты требуются как в уже давно существующие типографии и издательства, так и в новые, причем как в большие, так и маленькие. Где-то нужно, чтобы работник хорошо знал только свою операцию, а где-то - всю цепочку, потому что придется быть и наладчиком, и мастером, и печатником одновременно. Наши выпускники знакомы с технологией полиграфического производства в целом, и при этом имеют специализацию. Они нужны отрасли, поэтому мы будем увеличивать прием студентов, принимая их не только на бюджетные места, но и на коммерческой основе.

СЕРЬЕЗНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ 
РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ

ГАРТ: Появляются новые специальности. С чем это связано?

И. С.: Традиционно у нас было три специальности: полиграфическое производство, издательское дело, бухгалтерский учет и аудит. Но, анализируя ситуацию с кадрами в Москве и данные Министерства печати о состоянии дел в целом по России, мы поняли, что этих специальностей недостаточно. Например, многие типографии открывают у себя дизайн-бюро, а специалистов, способных готовить макеты, там почти нет. Есть специальные учебные заведения, которые готовят дизайнеров, но дизайнеров - ландшафта, одежды, жилого помещения и т. п. А для нашей отрасли? Их никто не готовит.

Кроме того, не хватает наладчиков оборудования. Понять, что именно происходит с оборудованием, какие детали выходят из строя, печатник не в состоянии. Нужны именно наладчики, а их, как выяснилось, не готовят нигде кроме Рыбинского полиграфического колледжа.

Активно развивается направление изготовления тары и упаковки. Соответствующие специальности появились в нескольких вузах. По всей вероятности, их выпускники станут по минимуму руководителями цехов, а по максимуму - предприятий, которые будут специализироваться на упаковке. Но исполнителей нужно гораздо больше, чем руководителей! Поэтому мы открываем и эту специальность.

И реклама. Изготовлением рекламной продукции должны заниматься специалисты. Мы взяли на себя эту миссию. Подготовились, летом 2002 г. подали документы в аттестационную комиссию и получили соответствующую лицензию. Будем готовить специалистов, способных работать и с текстом, и с композицией, и с цветом. 

Так что появление новых специальностей очень просто объясняется – они востребованы. В этом году будем вести прием студентов на семь специальностей. Единственная проблема в том, что открывая их мы не можем увеличить число студентов - только за счет приема на платной основе.

ГАРТ: А преподаватели новых специальностей? Откуда берутся они?

И. С.: Либо это наши сотрудники, которые проходят соответствующую стажировку, либо наши выпускники, закончившие впоследствии вуз. 

Преподавателей из отрасли не так много. Они не активны в этом отношении, ведь зарплата технолога полиграфического производства намного превышает зарплату преподавателя. Поэтому они работают у нас зачастую просто потому, что им это интересно. Они постоянно подпитываются любознательностью студентов. Приходиться много читать, постоянно обновлять и систематизировать информацию.

А преподаватель по рекламе, например, у нас из семьи потомственных рекламистов. Он уже сейчас ведет занятия - пока дополнительные, для расширения кругозора студентов. Наши преподаватели рисунка и живописи - опытные и взыскательные.

Вообще, мы не хотим ставить выпуск дизайнеров на большой поток. Они должны быть исключительные, способные и талантливые. Такой человек должен иметь другое видение.

НО БЕЗ МАКИНТОШЕЙ СЕГОДНЯ НЕ ОБОЙТИСЬ

ГАРТ: Вы готовите кадры, которые нужны государству. А насколько ощущается его помощь? 

И. С.: Мы государственное учебное заведение. Нам очень важно бюджетное финансирование. Мы не лишены внимания в вопросах совершенствования среднего профессионального образования. В начале февраля состоится съезд директоров среднеспециальных учебных заведений. Сейчас идет серьезная подготовка к переходу на единый Госэкзамен, и я надеюсь, что наш колледж будет одним из первых.

Вообще, мы будем добиваться, чтобы в сознании любого гражданина имидж среднего специального учебного заведения был привлекательным. Наш колледж является головным в отрасли, возглавляющим учебно-методическое объединение. У нас есть основания для соответствующего конкурса и серьезной подготовки, чтобы отсюда выходили квалифицированные специалисты.

ГАРТ: Какой сейчас конкурс по приему в колледж?

И. С.: Около трех человек на место. И хотя для среднего учебного заведения это неплохо, я считаю, что конкурс - маленький. Он будет расти, поскольку мы будем стремиться обучать наших студентов на новой технике, так как парк оборудования типографий обновляется. 

ГАРТ: Значит нужна и прямая и обратная связь с отраслью?

И. С.: На том и стоим. Без помощи предприятий отрасли нам было бы очень непросто. Для полноценного обучения важно наличие современной технической базы. Если студенты будут учиться на устаревшем оборудовании, нам будет сложно сделать из них современных квалифицированных специалистов. Это задача - первоочередная на данный момент, и мы стараемся ее решать. Мы уже обновили компьютерные классы, в том числе приобрели «Макинтоши» - в этом нам помогла фирма DPI. Кроме того, через компанию ХГС, с которой у нас сложились дружеские отношения, приобрели новую печатную машину Roland 202 и комплект формного оборудования. Скоро будем их устанавливать. Обучать работе на этом оборудовании наших мастеров-преподавателей будут также специалисты ХГС.

С руководством ХГС мы знакомы не так давно, но я поражена тем бескорыстием, с которым они нам помогают - подарили денситометры, минимонтажный стол, микроскоп 200-кратного увеличения, отремонтировали аудиторию, оснастили ее техникой. В этой аудитории заместитель генерального директора ХГС А. Новожилов будет читать студентам лекции по маркетингу. ХГС организует встречи с представителями фирм, выпускающих полиграфическое оборудование. На этих семинарах уже были наши преподаватели. Вообще мы за то, чтобы каждый преподаватель проходил курсы повышения квалификации, участвовал в конференциях, семинарах, выставках, обязательно бывал в действующих типографиях, читал отраслевые журналы.

Благодаря нескольким компаниям, включая ХГС, мы получили возможность поощрять лучших студентов стипендиями. Сейчас отличники получают за успехи в учебе государственную стипендию 70 рублей. Это не очень стимулирует. Теперь же самые способные ученики каждого факультета, а их немало, могут рассчитывать на золотую, серебряную, бронзовую и просто повышенные стипендии. Так что помощь самая разная. 

ГАРТ: Давайте поговорим о Вашей идее: колледж в роли агентства по трудоустройству. Каков сейчас спрос на выпускников колледжа?

И. С.: Спрос хороший. Весной третьекурсники почти на три месяца идут на практику в типографии, и это не просто хождение из цеха в цех и знакомство с производством, это работа. В договоре о производственной практике оговаривается, что студентов нельзя использовать на непрофильных работах - только по специальности. После двух-трех месяцев можно сказать, что человек по этой профессии имеет навыки. Как правило, после практики студент уже определился с трудоустройством. Но, отправляя на практику, мы не всегда можем учесть все пожелания учеников. Иногда бывает, что на предприятии предлагается низкая зарплата, или оно территориально далеко расположено. Тогда они ищут работу сами или обращаются за помощью к нам, и мы помогаем. Более того, мы выделили сотрудника, определили его функции и начали собирать данные с типографий, которые нуждаются в кадрах. Мы интересуемся, какие кадры нужны, какие условия работы и оплаты они предлагают. Если это не московские типографии, то выясняем, есть ли у них возможность поселить приезжих из другого города.

Со своей стороны мы хотим, чтобы и студенты, приходя к нам, заполняли на себя резюме, и чтобы все данные собирались у нас. Хочется, чтобы этим банком данных можно было пользоваться не только в год выпуска, но и спустя несколько лет, например, когда наши выпускники приходят из армии. Кадровые агентства занимаются полиграфией лишь случайно. Бывает, что они рекомендуют кого-то в типографию, но специалист не приживается, потому что в агентстве о нем могут судить только по бумаге, а мы знаем, кто чего стоит, у кого какие способности, к какой работе склонность. Я считаю, что мы справимся с задачей подбора персонала лучше агентства.





 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">











































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства