GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
НОМЕР 12 ДЕКАБРЬ 2002

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">










СОВСЕМ ЗАКРЫТЫЙ РЫНОК

Если в производстве полиграфической продукции и в потреблении бумаги России принадлежит не очень большая доля мирового рынка, то вот по сигаретам мы опережаем многих. В общем объеме мирового производства этой продукции, который составляет около 5,5 триллионов шт., Россия занимает почетное третье место - у нас изготавливается 375 млрд сигарет. Конечно, не все эти сигареты выкуриваются в России, много продукции идет на экспорт в страны СНГ.

Сколько нужно пачек для их упаковки? Простым делением на 20 получаем почти 19 млрд шт. Если не принимать во внимание сигареты в «мягкой» пачке, которых выпускается явно меньше, то для производства сигаретной упаковки требуется около 100 тыс. т картона, которые необходимо еще и запечатать. 

Мы попробовали поговорить об этом рынке с различными участниками процесса производства, но все они, то ли из-за занятости, то ли по какой-то иной причине, ушли от ответа на наши вопросы. Среди уклонившихся, кстати, были наши очень хорошие знакомые. Видимо, на этом рынке все не так просто. Да и немудрено, ведь объем продаж сигарет, произведенных в России - это миллиарды долларов, а практически все производство контролируется международными табачными компаниями.

Мы решили не «давить» на знакомых, а попробовать найти ответы на волновавшие нас вопросы самостоятельно. И наше внимание обратилось на более или менее подтвердившую свою актуальность таможенную статистику. 

Итак, главный производитель сигаретных пачек в России - видимо, новгородский «Амкор Ренч». Такой вывод мы сделали на основе анализа данных таможни, судя по которым, именно эта компания является крупнейшим потребителем «нужных» сортов картона и потребляет его год от года все больше и больше. Если за весь 2001 г. было импортировано 10 тыс. т картона, то в этом году такой объем завезли уже в первые семь месяцев. 

Что же это за предприятие с явно нерусским названием? Начать надо, видимо, с начала. Пачка всегда являлась неотъемлемой частью сигарет. Ее придумали сами производители табачных изделий, и изготавливалась она сначала на той же самой табачной фабрике, что и ее содержимое. Но в последнее время стало понятно, что с появлением предприятий, специализирующихся на изготовлении упаковки, дешевле производить на табачной фабрике только сигареты, а упаковку для них заказывать на стороне. 

Фирма Amcor - один из ведущих производителей упаковки в мире, причем занимается он не только упаковкой из картона, но и стеклотарой, и металлическими банками. Amcor владеет заводами в 36 странах, объем продаж упаковки составляет более 4 млрд долл. Из них около 30% приходится на европейские страны, где у Amcor 65 производств. Еще недавно, кстати, доля продаж в Европе была существенно меньше.

Подразделение Amcor Rentsch Europe - лидер в производстве сигаретной упаковки в своем регионе. У этой компании есть производства в восьми европейских странах, среди которых и Россия. В годовом отчете Amcor отдельно отмечен высокий рост объемов производства в России. На заводе этой фирмы в нашей стране (имеется в виду «Амкор Ренч») установлена уже третья линия по производству упаковки. 

Сколько же пачек сходит с конвейера «Амкор Ренч»? Мы можем лишь грубо оценить эту величину, исходя из объемов импорта картона. В 2001 г. импорт составил 10 тыс. т, что предположительно соответствует 10% российского рынка сигаретных пачек, то есть немного меньше двух млрд шт. 

Где же печатаются остальные 90% сигаретных пачек? Видимо, политика крупных табачных компаний сродни политике крупных издательских домов. Кто-то часть печатает здесь, а кто-то - только в дальнем зарубежье. 

Скорее всего, одна из причин такой ситуации заключается в цене картона, которая в России существенно выше. Другая причина - отсутствие мощностей по производству этого вида упаковки. Только небольшую часть всего объема составляют пачки, которые можно напечатать на листовых машинах. Обычно же сигаретная пачка печатается на специализированных рулонных линиях, совмещающих секции глубокой печати с устройствами лакирования, ротационной высечки и конгревного тиснения, основной производитель которых - одна известная швейцарская фирма.

Можно, конечно, попробовать рассчитать, сколько листовых машин нужно, чтобы удовлетворить потребности России в сигаретных пачках, но скорее всего, основная загвоздка возникнет не с печатью, а с высечкой такого объема продукции. Ведь это более 670 млн листов формата 70*100 см! 

В общем, чем больше мы интересовались этой темой, тем больше понимали, что все непросто, ведь требуются не только особенные сорта картонов, но и фольга, и пленка. И объемы потребления всего этого у табачной индустрии России тоже соответствующие. Кроме того, для вырубки сигаретной пачки нужны специальные ротационные вырубные штампы, которые в России не производятся.

Хотелось бы отметить, что сигаретная упаковка - очень большой рынок, подавляющая часть которого принадлежит зарубежным производителям. Так сложилось исторически, но может быть, что-то изменится. 











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">
























© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства