GART
Издательство «Курсив»?рустальный ?арзан?лексо ?люс?акет?урсив?арт?здательство ??урсив?
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Интернет

Константин
ИГНАТОВ

Руководитель одного
Интернет ПРОЕКТА

ЗА НЕРУШИМОЕ ЕДИНСТВО
ПСИХИАТРОВ И ПАЦИЕНТОВ

Помнится, братья Стругацкие в особо тяжелых случаях советовали строем с песнями идти к психиатру. В последнее время мне попадалось огромное количество умных материалов, в которых буквально на пальцах объяснялось, что в век Интернета бизнес раз и навсегда изменится и в нем не останется ничего привычного. Появилось даже особое ругательство - «экономика вещей», символизирующее что-то безнадежно устаревшее. Говорят, что успешным бизнесменам придется скоро все бросить, сесть за парту и учиться с нуля, а кто учиться не пожелает - будет вычеркнут из жизни.
В этой ситуации поход строем и с песнями к психиатру неизбежен, нужно только решить, кому строиться и идти - электронным пионерам или уже добившимся успеха ретроградам.

В развитие известной аксиомы Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - рискну предложить лемму Игнатова: «В процессе развития электронной экономики всегда достигаются результаты, противоположные предполагаемым».

Представим, что сбываются самые смелые мечты фанатов е-бизнеса, которые спят и видят крушение «экономики вещей». Первой жертвой станет розничная торговля.

Утверждается, что магазинам от электронной торговли только польза: за счет устранения издержек на торговые площади (их просто нет), на закупку товаров (они отправляются покупателю прямо со склада оптовика), на персонал (всю работу с покупателем ведет компьютер, а информация о товаре поступает от производителя и оптовика) товары заметно дешевеют. Попутно исчезают понятия супермакета и маленького магазина, хорошего местоположения и «выселок» - при хорошем web-дизайне все равны. Перестает иметь значение ассортимент конкретного магазина - «электронному» покупателю все равно: перейти на очередную страницу того же магазина или какого-то другого, лишь бы было дешевле.

Однако порождаемый всем этим жестокий демпинг, подкрепляемый возможностью покупать непосредственно у оптовиков, а то и у производителя - быстро уничтожит розничную торговлю как класс.

Через некоторое время умрет оптовая торговля. Окажется, что в прямую конкуренцию с оптовиками вступили производители (они, кстати, уже сейчас занимаются розничной торговлей).

Аналитики е-бизнеса говорят, что это нормальное явление и что все традиционные продавцы должны будут либо уйти из бизнеса вовсе, либо превратиться в виртуальных продавцов или навигаторов. В чем разница? Виртуальный продавец живет с каждой отдельной продажи. В этом случае служба продаж производителя конкретного товара работает как самостоятельный отдел виртуального магазина (причем сразу всех магазинов). Покупатель приходит в этот отдел (а физически к производителю), совершает там покупку, а магазин, из которого он пришел, автоматически получает агентский процент.

Навигатор же, по идее, не берет денег за конкретную покупку (модное слово - транзакция, то есть перевод денег со счета на счет), а оказывает свои услуги на иной финансовой основе (платный доступ покупателей, абонементное обслуживание производителей, баннерная реклама и т. д.)

Но мне кажется более важным не то, что отличает виртуальных продавцов от навигаторов, а что их объединяет - их бизнес НИКАК не связан с производителями. Им все равно, у кого и что будут покупать, иногда даже все равно, будут ли вообще покупать.

Е-бизнесмены очень хвалятся такой независимостью от производителей товаров - мы, дескать, при любых условиях на стороне покупателя. Однако напомню о лемме своего имени: в е-бизнесе самые благие намерения при реализации превращаются в противоположные. Ведь в отличие от ближайшего традиционного аналога - торговли по каталогам - виртуальные продавцы и навигаторы не отвечают даже за своевременную доставку товара и его соответствие заказу. Может, кому-то это понравится, но лично я не завидую виртуальному покупателю реальных джинсов, пытающемуся напрямую решить с Levi's вопрос о том, что ему прислали джинсы не того размера, и он хочет их поменять. Получается, что на самом деле е-бизнесмены не на стороне покупателя, а просто в стороне.

Вторая общая черта навигаторов и виртуальных продавцов - полное отсутствие отраслевых границ. В их информационно-поисковых системах будет свалено в кучу все - от родильных домов до металлопроката. Таковы правила игры: покупатель не должен покидать навигатора или виртуальный магазин, он должен все, что ему нужно, искать через одну систему. Все эксперты е-бизнеса сходятся в том, что именно за это развернется основная конкурентная борьба, в которой произойдет поглощение мелких и средних е-бизнесов более крупными.

На производителей товаров всем станет просто наплевать - они останутся один на один с покупателями. Все заботы по продвижению товара, операциям по его продажам лягут на плечи производителя. Мелкие компании автоматически разорятся. Выживут только большие. Итак, началось все с красивых лозунгов о том, что с помощью Интернета мелкие компании могут успешно конкурировать с монстрами, а закончится сверхмонополизмом.

Если мы зададимся вопросом: как гора купленных у производителей товаров попадет к покупателям, то станет совершенно ясно, кто больше всех выиграет от е-бизнеса - почтовые службы, причем совсем не электронные! Все безработные продавцы - и оптовые, и розничные - вместе с мелкими разорившимися компаниями перейдут работать на почту и в другие службы доставки. Мы увидим самое впечатляющее превращение идеи е-бизнеса в свою полную противоположность, и XXI век станет отнюдь не веком электронных коммуникаций, а веком традиционного транспорта. Его символами станут не компьютеры и каналы связи, а Главпочтамт, МПС и водитель грузовика - он же грузчик.

А теперь давайте решать, кому строится…

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

Так складывается, что авторы материалов рубрики «Интернет» не всегда высказывают позитивное мнение о всемирной сети. То слово возьмет К. Игнатов, то главный редактор. На самом деле, Интернет - это ХОРОШО и он очень помогает в подготовке ГАРТ.

Редакция

P. S. Обратите внимание на новую должность К. Игнатова ;-)

 
© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства