GART
Издательство «Курсив»?рустальный ?арзан?лексо ?люс?акет?урсив?арт?здательство ??урсив?
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Российская полиграфия в цифрах

Евгений Маркович МАРГОЛИН
Министерство по делам печати и средств массовой информации.
Начальник управления

ГАРТ: Евгений Маркович, Вы знаете о национальной полиграфии все, и знаете это не на словах, а в цифрах. С какой целью Вы собирали и обрабатывали эту информацию?

Е. М.: Цель была самая простая. Министерство должно защищать интересы своей отрасли, своих подопечных, а как можно защищать, если не знаешь того, что защищаешь. Надо владеть по крайней мере данными об объемах производства. Госкомстат такую информацию не собирает, да и собирать ее невозможно, ее можно только оценить.

Вот эту оценку я и сделал. На абсолютную точность цифры не претендуют, они дают представление о рынке полиграфических услуг даже для тех позиций, по которым статистика отсутствует вообще.

ГАРТ: Известно, что в России весь бизнес имеет две части: надводную и подводную. Компетентные органы наверняка сильно интересуются именно «подводной» частью полиграфического бизнеса. Смогут ли Ваши цифры заинтересовать налоговую полицию?

Е. М.: Наши полиграфические предприятия настолько разные, а цифры все настолько средние, что сделать конкретные выводы по поводу конкретного полиграфического предприятия вряд ли возможно.

ГАРТ: Евгений Маркович, давайте поговорим о том, как Вы эти показатели получили.

Е. М.: По многим позициям существуют хоть какие-то статистические данные, при отсутствии же таких данных руководствоваться можно только домыслами и здравым смыслом. Первоначальный вариант я представил для обсуждения на экспертный совет по проблемам полиграфического производства, который существует при министерстве. Сидят в нем очень умные и очень опытные люди, они обсуждали эти цифры и кое-что после обсуждения поправили. Я, правда, могу сказать, что наши цифры не совпадают с оценками, которые делаются другими специалистами, например фирмы Heidelberg.

ГАРТ: Начнем сначала: как Вам удалось оценить общий объем производства печатной продукции в России?

Е. М.: Могу Вам сказать, что Юнеско, Всемирный банк и Организация объединенных наций регулярно публикуют свою статистику по производству печатной продукции. В качестве исходной информации берется валовой внутренний продукт. Исследования показали, что объем производства полиграфической продукции даже в развитых странах не превышает 1,5% от валового продукта. Для нашей страны эта доля в общем объеме производства составляет 0,2% без учета стоимости материалов.

|
Поставщики зачастую делают вывод по московскому рынку, но Москва не может служить общим показателем

ГАРТ: Дальше, имея общий объем производства, необходимо оценить доли каждого вида продукции.

Е. М.: Для самых больших по объему производства книжной и газетной продукции есть устойчивая статистика. Она ведется Книжной палатой, пусть и с недоборами, но она все же помогает оценить объемы производства.

ГАРТ: Здесь возникает проблема: у некоторых изданий есть то, что называется «декларируемый тираж» и тираж актуальный. Эти цифры не всегда совпадают.

Е. М.: Для газетной продукции эта проблема решается. Мы знаем объемы потребления газетной бумаги и можем проверить. Известно, что в год на производство газет расходуется 300 тыс. т газетной бумаги и еще 200-300 тыс. т этой же бумаги идет в книжное производство.

ГАРТ: А журнальная продукция?

Е. М.: По тиражам журналов есть статистика. У нас проводилась специальная работа по тем изданиям, которые печатаются за рубежом. Исходя из этого, можно рассчитать объемы производства в России. Опять же можно проверить по объемам импорта бумаги.

ГАРТ: С этими позициями понятно, а вот объем производства этикеточной продукции как удалось оценить?

Е. М.: Очень просто. Берем среднестатистического россиянина и оцениваем потребление им этикетированных пищевых продуктов в год. Получаем около ста единиц продуктов, включая напитки и консервы с этикетками. Умножаем на число россиян и получаем оценку для объема производства этикеток в штуках: около 15 млрд. Кстати, именно такое число условных банок употреблялось в Советском Союзе двумястами восемьюдесятью миллионами человек. Есть еще бланочная продукция, по которой нет статистики. Производителями этой продукции были всегда государственные типографии. Объемы ее производства на сегодняшний день сократились, естественно, с общим сокращением производства, но все еще находятся на высоком уровне. Если где-нибудь в глубинке действует, скажем, молокозавод, то значит, и бланки ему требуются.

ГАРТ: Ваши оценки противоречат общему мнению поставщиков полиграфического оборудования, которые утверждают, что настал бум упаковочной продукции.

Е. М.: Поставщики зачастую делают вывод по московскому рынку, но Москва не может служить общим показателем. Здесь может быть бум, но упаковка, производимая в Москве, может потом расходиться по всей России. Оценку можно также проверить по соотношению объемов для этикеточной продукции и печатной упаковки. Статистика показывает, что соотношение остается достаточно стабильным для разных стран. Так что я считаю, что моя оценка верна.

ГАРТ: Евгений Маркович, как была получена оценка объемов производства в 2010 г. в государственных и частных типографиях? Не является ли прогноз «50 на 50» слишком уж оптимистичным для находящихся в ведении Вашего министерства типографий?

Е. М.: Нет, не думаю. Цифры эти были получены методом экспертных оценок. Государственные типографии - это не только 65 типографий, которые находятся в ведении нашего министерства, это еще и 1200 городских, районных и областных типографий, кроме того, типографии на предприятиях и в ВУЗах. По оценкам, производство книжной продукции государство из своих рук все-таки не выпустит, а это около 10% из тех 50, газетная продукция дает еще 8%. Наивно было бы предполагать, что государственные типографии захватят большую долю рынка рекламно-коммерческой продукции, я много общаюсь с директорами наших типографий, постоянно задаю им вопросы по поводу положения в регионах. Из их ответов складывается вот какая картина. Они испытывают давление со стороны частных типографий, в основном по этикеточной продукции. Понятно, что имеющиеся печатные машины Планета уже сильно изношены и не могут обеспечить необходимую точность, а вот упаковку, например, для местных нужд они печатают очень неплохо, используя для высечки переделанные умельцами плоскопечатные станки.

Конечно, ни типографии, ни регионы нельзя мерить по одной мерке, нельзя говорить в общем. Есть регионы «мертвые» и есть продвинутые, именно в регионах сегодня ситуация сильно меняется. Производство цветных газет, например, уходит постепенно из рук государства. В Челябинске на частном предприятии уже работает газетная машина, в Нижнем Новгороде монтируется.

ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА
по видам печатной продукции в России в 1999 г.

Общий объем полиграфических услуг 13 095 млн руб.
(Оценки Е. Марголина)


ПОТРЕБЛЕНИЕ БУМАГИ
по видам печатной продукции в России в 1999 г.

Общее потребление бумаги 611,5 тыс. т.
(Оценки Е. Марголина)


ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА
по видам печатной продукции в России в 2010 г.

Общий объем полиграфических услуг 22 095 млн руб. в ценах 1999 г.
(Прогноз Е. Марголина)


ДОЛИ РЫНКА
по видам печатной продукции государственных и частных типографий к 2010 г.

(Прогноз Е. Марголина)

ГАРТ: Возвращаясь к вопросу защиты полиграфических предприятий: одно из самых главных преимуществ тех же финских типографий - это цена на бумагу. Российская проблема - это отсутствие отечественного производителя качественной мелованной бумаги.

Е. М.: По моим прикидкам, годовая потребность российского рынка в мелованной бумаге - 200 тыс. т. Для для такого объема нужна одна бумагоделательная машина. Но машина эта со всей необходимой инфраструктурой будет стоить около миллиарда долларов. Окупиться она сможет не скоро, так что вести разговор о таких инвестициях в России на сегодняшний день просто не реально.

ГАРТ: Евгений Маркович, каково Ваше отношение к приближающейся выставке «ПолиграфИнтер»?

Е. М.: Я считаю, что значение этой выставки очень велико, так как не все российские полиграфисты могут позволить себе посещать проходящую раз в несколько лет выставку Drupa. На ПолиграфИнтер же они могут ознакомиться с новинками, пообщаться между собой...

Кстати, я хотел бы сказать, что все, сделанные мною оценки - это повод для обсуждения полиграфистами, и я всех к этому обсуждению приглашаю. Ведь среди нас не найдется, наверное, человека, которого не интересовал бы вопрос: «Что ождает полиграфию в ближайшие десять лет?»


ПОПРОБУЕМ ПРОВЕРИТЬ ВМЕСТЕ

Имея некоторые сомнения по поводу методики расчета объема производства этикеточной продукции, редакция решила проверить оценку Евгения Марголина способом, показавшимся нам самым простым. Мы предположили, что уж по объемам-то производства спиртных напитков Госкомстат обязательно должен собирать информацию, а напитки обязательно требуют этикетки. В Интернете был найден сайт Госкомстата, и нам с большим трудом удалось найти и «утащить» оттуда отчет, содержащий данные об объемах производства по отраслям промышленности в 1999 г. Наши ожидания оправдались: в документе была информация не только по алкогольным, но и безалкогольным напиткам.

Пересчитав тысячи декалитров в миллиарды этикеток путем деления на наиболее распространенную емкость, мы с искренним удивлением получили 14 831 397 142 этикеток. Неправдоподобно близко к оценке Евгения Марковича - 15 млрд., что означает 100 этикеток на человека в год. Правда, его оценка включает также и этикетки для консервов, коих по сведениям Госкомстата производится еще не менее двух миллиардов банок.

В наши вычисления гарантированно затесались ошибки, связанные с упаковкой напитков в тару различной емкости и отсутствием в отчете Госкомстата объемов производства рыбных консервов. Но расхождение всего на 12% наших оценок и оценок Е. М. Марголина говорит о том, что сомнения редакции, очевидно, были напрасными.

Сам Евгений Маркович считает, что расхождение его оценок с реальностью не превышает 50%.

РОССИЙСКИЕ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА НАПИТКОВ В 1999 г.
(тыс. дкл)

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ
(Определения Е. М. Марголина)

Книжная

печатные издания потребительского назначения на бумажном носителе, состоящие из отдельных листов или тетрадей, заполненных отпечатанным текстом и (или) иллюстрациями, скрепленные в единый блок тем или иным способом и оформленные в переплет или обложку.

Газетная

печатные издания потребительского назначения на бумажном носителе, выпускаемые периодически, состоящие из отдельных листов, как правило, не скрепленных друг с другом и заполненных текстом и иллюстрациями, не имеющие обложки.

Журнальная

печатные издания потребительского назначения на бумажном носителе, выпускаемые периодически, состоящие из отдельных листов, как правило, скрепленных друг с другом тем или иным способом и заполненных текстом и иллюстрациями, оформленные в обложку.

Рекламно-коммерческая

печатные издания производственно-технического назначения, как правило, на бумажном или картонном носителе, имеющие информационный характер, содержащие текст и (или) иллюстрационный материал, выпускаемые в листах, несфальцованных или сфальцованных, а также скомплектованных в блок, скрепленный тем или иным способом.

Бланочная

печатные издания производственно-технического назначения на бумажном носителе, имеющие официальный характер, для занесения последующих записей от руки или посредством печатающих устройств, содержащие небольшое количество текста, линеек, графических изображений, выпускаемые в виде бесконечных лент, в листах или комплектах, скрепленных тем или иным способом, снабженные или не снабженные средствами защиты от подделки.

Этикеточная

печатные издания производственно-технического назначения на бумажном и иных видах носителей, имеющие информационный характер, содержащие иллюстрационный и графический материал, выпускаемые отдельными экземплярами, имеющими прямоугольную или фигурную форму, снабженные или не снабженные средствами защиты от подделки.

Печатная упаковка

печатные изделия производственно-технического назначения, выполняющие информационные и защитные функции, выпускаемые поэкземплярно, изготавливаемые из различных материалов, снабженные или не снабженные средствами защиты от подделки.

 
ПРОЧИЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

Кроме семи приведенных выше основных видов продукции в определениях Е. Марголина присутствуют еще шесть, которые редакция в борьбе за наглядность представления взяла на себя смелость отнести к«прочим». Итак, это ценные бумаги, билетная продукция, представительская продукция, изобразительная продукция, календарная продукция и беловая продукция.

Выделение в «прочие» именно этих видов определялось их небольшими по сравнению с другими долями в общем объеме производства.

 
© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства