GART
Издательство «Курсив»?рустальный ?арзан?лексо ?люс?акет?урсив?арт?здательство ??урсив?
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Листовые офсетные машины

Продолжая разговор о печатных машинах, то есть «рабочих лошадках» типографий, переходим ко второму большому классу - листовым офсетным машинам. По видам, моделям и разнообразию конструкций этот класс намного шире, а число фирм, производящих листовые машины, существенно больше, чем рулонных.

Сфера применения листовых машин очень широка. Они могут быть и простейшим дупликатором (средством размножения документов), и агрегатом для промышленного производства периодики, книг, каталогов и т. д.

Условно листовые машины принято делить на несколько групп. В качестве основного критерия можно выбрать формат. В таком случае все модели условно делятся на три группы: машины малого (до 66x48 см), среднего (52x74 см) и большого формата (от 70x100 см и более). Однако одного этого критерия недостаточно. Для того, чтобы ориентироваться во всем многообразии листовых машин, необходимо понимать тенденции, под влиянием которых формируется рынок печатных машин в последнее время. Перечислим их:

Сокращение тиражей и увеличение номенклатуры всех видов продукции - от рекламных буклетов до периодики. Это приводит к тому, что требуются частые переналадки машин на печать нового тиража. Бывает так, что время, необходимое на переналадку, становится едва ли не больше времени, требуемого для собственно печати. Поэтому все производители печатных машин вынуждены разрабатывать системы, автоматизирующие переналадку на другой тираж.

Рост требований к качеству и оперативности печати. Появляются системы автоматического контроля качества оттисков, автоматической настройки красочного аппарата, системы удержания водно-красочного баланса и др.

Все более жесткой становится конкуренция среди типографий и, как следствие, - борьба за снижение себестоимости производства. Здесь есть несколько направлений, и некоторые из них пересекаются с уже описанными. Например, на себестоимость влияет оперативность. Возможность изготовить за то же время большее число заказов позволяет снизить себестоимость и увеличить конкурентоспособность типографии. Однако есть и еще целый ряд факторов, один из которых - увеличение формата печати. Например, при печати периодики или цветных книг очень важным показателем является число страниц издания, которое можно напечатать за один листопрогон. Чем оно больше, тем экономичнее производство данного издания. Поэтому появилось довольно много печатных машин форматом больше чем 70x100 см. Например, на машине формата 130x90 см можно напечатать 32-страничную журнальную тетрадь, а на машине 160x120 см - 64-страничную тетрадь формата чуть меньше А4.

Также по причине снижения себестоимости производства изготавливаются машины с 8 и более печатными секциями и с переворотом листа. На таких машинах лист запечатывается сразу с двух сторон, что еще больше повышает эффективность производственного процесса.

В последнее время во всем мире ужесточаются требования к упаковке и этикетке. Конкуренция среди товаропроизводителей привела к тому, что каждый из них стремится сделать свою упаковку как можно более привлекательной, причем ее дизайн сравнительно часто модернизируется и совершенствуется. Используются самые разные способы отделки: многокрасочная печать, различные виды лакировки, металлизация, тиснение полиграфической фольгой и многое другое.

С другой стороны, производитель товара относится к упаковке как к статье дополнительных расходов и стремится их снизить. Таким образом компаниям, печатающим упаковку, необходимо предлагать максимально низкие цены на все процессы, включая отделку.

Этого можно достичь лишь при использовании автоматизированных печатных машин, позволяющих одновременно наносить нужное число красок (а их, как правило, больше четырех), различные виды лаков, печатать металлизированными красками и т. д. Кроме того, машина должна печатать на картоне (из него делают большую часть упаковки, печатаемую офсетным способом).

Конкуренция со стороны цифровой печати (в первую очередь удобство пользования) вынуждает производителей традиционных печатных машин также включаться в процесс «оцифровывания» печатной техники и постепенного превращения ее в некий «черный ящик», управляемый от компьютера. Уже сейчас офсетную машину можно практически полностью настроить на тираж, используя данные из компьютерного файла печатаемого изображения. Над разработкой таких систем трудятся практически все ведущие производители печатного оборудования.

Далее рассмотрим, как вышеописанные тенденции отразились в экспозициях ведущих производителей печатных машин на выставке Drupa 2000. Мы расскажем лишь о наиболее интересных с нашей точки зрения машинах, которые активно представлены на российском рынке.


HEIDELBERG

Фирма показала целую серию новых печатных машин, среди которых следует отметить 12-красочную модель Speedmaster SM 102 с возможностью печатать по шесть красок с каждой стороны листа. Видимо, такая машина предназначена для производства высококачественной продукции в стандарте Hexachrome на обеих сторонах листа. Такая машина может оказаться очень популярной при изготовлении рекламных буклетов.

Для печати упаковки также предлагается ряд новинок, среди которых - Speedmaster CD 102 с возможностью печати на плотных материалах. Печать производится в шесть красок, кроме того, на машине установлены две лакировальные секции и две сушки. В лакировальных секциях можно также использовать специальные золотые и серебряные краски. По данным фирмы, это реальная и существенно более дешевая альтернатива тиснению фольгой.

Для печати упаковки предназначен и новый Speedmaster CD 74. Во многом он аналогичен упомянутому CD 102, однако с несколько необычным форматом: 74x60 см (стандартный формат 74x52 см). Это позволяет более оптимально размещать на листе развертки картонных коробок и, как следствие, снижать стоимость их производства. Машина может комплектоваться лакировальными секциями.

Претерпела существенные изменения популярная машина GTO: теперь у нее новый дизайн, отвечающий требованиям эргономики, что позволяет ускорить переналадку на новый тираж.

Любопытно также появление Printmaster 74 - сравнительно недорогой машины полулистного формата универсального назначения. Несмотря на то, что ряд операций по настройке выполняется вручную, они существенно упрощены по сравнению с предыдущими моделями, что позволяет оперативно переналаживать машину.


MAN ROLAND

Компания показала на выставке несколько новых листовых машин, среди которых необходимо отметить Roland 200 и Roland 500.

Roland 500 (формат 53x74 см) специально сконструирован для печати на упаковочных материалах, в первую очередь картоне, с очень высокой для листовой машины скоростью - 18 тыс. отт/ч. Машина может оснащаться различными системами лакировки. Благодаря наличию автоматизированных систем настройки, включая автоматическое определение формата и толщины запечатываемого материала, машина может быть очень быстро перенастроена на печать нового заказа, что особенно важно при небольших тиражах упаковки. Любопытно, что по специальному заказу машина может поставляться в формате 59x74 см.

Roland 200, похоже, претендует на то, чтобы установить новый стандарт в классе компактных машин полулистного формата. К его особенностям можно отнести очень хороший показатель «цена/возможности» и весьма скромные требования к размерам помещения для установки машины. Любопытным конструкторским решением можно считать размещение пульта управления на приемном столе машины.


KBA

На выставке Drupa 2000 эта фирма, видимо, решила выставляться под девизом «у нас самые большие печатные машины». В подтверждение этого на стенде можно было обнаружить самую большую на сегодняшний день листовую печатную машину Rapida 162 формата 162x120 см. Она идеально подходит для печати книг и периодики даже небольшими тиражами. Машины такого формата другие фирмы не производят.

Главной новинкой КВА в полулистном формате на выставке Drupa 2000 являлась новая Rapida 74, интересной особенностью которой является возможность ее включения в систему управления рабочим потоком (digital workflow).

Была так же представлена обновленная Rapida 105 с новой лакировальной секцией, позволяющей работать на более высоких скоростях. Эта машина считается одной из наиболее «экологически дружественных» (green machine), благодаря существенному снижению использования спирта в увлажняющем растворе.


KOMORI

Любопытную линейку новых печатных машин показала на выставке фирма Komori. Прежде всего необходимо отметить новую машину большого формата Komori Lithrone 40 SP, изначально спроектированную для двусторонней печати. Оригинальное расположение секций печати лица и оборота обеспечивает получение за один прогон двусторонних оттисков самого высокого качества. Идея - в сочетании эффективности двусторонней рулонной печати и качества листовой.

Была показана полностью обновленная малоформатная модель Lithrone 20. Машина получила полный набор средств автоматики, а также возможность встраиваться в систему управления рабочими потоками. На машину можно установить систему лакирования. Для сокращения производственных площадей пульт управления перенесен на приемный стол.

Существенно обновлена и линейка машин Sprint, которая также получила набор систем автоматизации для ускорения переналадки. Любопытно наличие системы автоматической смены форм, которая на машинах такого класса применяется редко.


MITSUBISHI

Основной идеей экспозиции этой компании была демонстрация возможности подключения печатных машин к системам управления рабочими потоками, получения данных для настройки от устройств CTP и наличие большого количества средств автоматизации, существенно сокращающих время настройки и улучшающих качество печати. Именно таким образом была представлена машина 3F-16000 форматом 102x74 см. Одной из любопытных особенностей ее комплектации можно считать систему автоматического колориметрического контроля качества печати.


RYOBI

Эта японская фирма в последнее время становится одним из основных игроков на рынке печатных машин малого формата. Максимальный формат машин, производимых фирмой, ограничен 68,6x50 см. Ryobi показала несколько печатных машин различных классов.

Любопытно появление новой Ryobi 3302HA - сравнительно легкой недорогой машины с портретной подачей листа. Она оснащается системами полуавтоматической смены форм и пленочного увлажнения, что является уникальным для машин такого класса. Была также представлена машина 526HXX с лакировальной секцией и УФ-сушкой. В аналогичной конфигурации, но в шестикрасочном исполнении, были показаны машины Ryobi 680. Помимо всего прочего, они оснащены устройством переворота листа, что позволяет печатать продукцию с различной красочностью с лица и оборота за один прогон (6+0, 5+1, 4+2).

Предусмотрено большое число систем цифрового управления, включая поддержку стандарта CIP3.


HAMADA

Малоформатные машины этой японской фирмы были весьма популярны в середине 90-х гг., поскольку тогда в России у них практически не было конкурентов. На выставке Drupa 2000 Hamada представила интересные новинки. В первую очередь это пятикрасочная модель В552, демонстрировавшая технологические возможности известной серии В52: удлиненная высокостапельная приемка, секция лакирования воднодисперсионным лаком и ИК-сушка. Была наконец представлена и долгожданная двухкрасочная модель В252, которая должна, по-видимому, составить достойную конкуренцию на российском рынке машинам фирм Heidelberg и Ryobi. Кроме того, демонстрировалась модель V-Color 48 - пятикрасочная машина с подачей листов широкой стороной и механизмом бокового равнения тянущего типа. Планетарная схема построения c одним печатным цилиндром, отсутствие увлажняющих аппаратов (машина печатает «сухим» офсетом), оригинальная компоновка - все это позволило создать очень компактную конструкцию. В целом машина напоминает Heidelberg Quickmaster DI, но с подачей

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

БОЛЬШОЙ «МАЛЫЙ» ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ «БОЛЬШОЙ»?

Такая двойственность положения полулистных (формата 70x50 см или около того) печатных машин на рынке полиграфических услуг порождает серьезные сомнения в перспективности машин этого форматного ряда.

Если считать полулистные машины «малым офсетом» (оперативный выпуск малостраничной продукции высокого качества), только вдвое больше, то они напрочь проигрывают «маленьким» конкурентам с точки зрения организации производства: в сравнении с четвертьлистными (около 50x35 см) машины дороги, слишком тяжелы, чтобы устанавливать их в неприспособленном помещении, требуют бригады печатников, более сложного финишного оборудования, а преимущества зачастую являются кажущимися: при небольшом числе страниц в издании обычным делом становится печать «со своим оборотом» или «двойником», что усложняет вывод пленок; нужно размещать разные заказы на одном листе и т. д.

Если рассматривать «полулистки» как «большой офсет» (многостраничная или крупноформатная продукция, либо большие тиражи), но вдвое меньше, то они вчистую проигрывают полнолистным машинам: продукцию на листах 72x54 см можно назвать крупноформатной довольно условно, а восьмистраничные тетради сильно затрудняют подборку объемных изданий: зачастую листы просто режут пополам и используют полистную подборку со всеми вытекающими последствиями. Но хуже всего, что вдвое увеличивается число листопрогонов (читай - себестоимость издания), и тут не спасает даже малая (в сравнении с полнолистными машинами) стоимость оборудования. Можно отпечатать в убыток один или два заказа, чтобы они не достались полнолистной машине, но постоянно такая конкуренция невозможна.

Широко распространено мнение, что полулистные машины - идеальное решение для печати упаковки и этикетки. С этикеткой еще как-то можно согласиться, хотя ее с не меньшим успехом можно печатать на малоформатных машинах (резать проще), а в последнее время - на флексографских. Что же касается упаковки, то до самого последнего времени возможность ее печати на «полулистках» была более чем проблематичной чисто технически - малые диаметры печатных и передаточных цилиндров сильно затрудняли запечатывание плотных материалов. Сейчас ведущие производители машин решили эту проблему, однако остается экономика: сравнительно небольшой формат затрудняет экономный раскрой запечатываемого материала, что увеличивает отходы и снижает прибыль.

Но главное не это. Действительно ли человек, покупая за вполне серьезные деньги полулистную машину для печати упаковки и этикетки, будет использовать ее ТОЛЬКО для этого? Может, где-то «за бугром» так и было бы, а вот у нас - вряд ли. И потому он должен отдавать себе отчет в том, что таким приобретением он заранее проигрывает конкурентам в других сегментах рынка полиграфической продукции.

 
© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства